Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Хвост приморской трубы

6 марта 2003 10:00

Вчера ООО «Балтнефтепровод» cобрал журналистов в ИА «Росбалт», чтобы подвести итоги первого года работы БТС. Хотя по логике вещей это событие должно было бы произойти либо на исходе старого года, либо в самом начале нового. Ведь исторический пуск порта в Приморске, когда на заправку первого танкера прибыл президент Путин, состоялся 27 декабря 2001 года.





По-видимому, причиной паузы стала суровая зима. Ведь по сведениям Гидрометцентра Санкт-Петербурга, ледовая обстановка в зимние месяцы была экстремальной - подобная наблюдается раз в 50 лет. По-видимому, делать победные заявления в то время, когда ледоколы вели танкеры через более чем полуметровые льды, руководство ООО сочло рискованным. Масла в огонь подлил и скандал с танкером «Стемница». Как сообщала «Новая газета», наши ближайшие соседи финны заявили, что греческое судно не является танкером ледового класса, и обвинили российских портовиков в нарушении обязательств не заправлять нефтью не предназначенные для прохода во льдах суда.
- Мы не согласны с претензиями финской стороны, - заявил генеральный директор ООО «Спецморнефтепровод Приморск» Владислав Диденко. - «Cтемница» - новое двухкорпусное судно 2000 года выпуска. Оно имеет мощный двигатель, кроме того, проводилось двумя ледоколами, и никакой опасности для окружающей среды не представляло. Мы соблюдаем разработанный «Транснефтью» регламент захода танкеров в порт. Составлен черный список, согласно которому 66 устаревшим судам появление в Приморске запрещено. Таким образом, свои обязательства мы выполняем.
На чьей стороне была правда, покажет время. Но годовой итог деятельности первого крупного российского нефтеналивного порта в Финском заливе впечатляет. По словам генерального директора ООО «Балтнефтепровод» Александра Глебова, «БТС-1 - единственный в мире проект, который без доработок и без дополнительных вложений сразу вышел на заданную проектную мощность».
За год порт перевалил более 12 миллионов тонн нефти. Основными экспортерами были ЮКОС, «Сибнефть», ТНК (Тюменская нефтяная компания), «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз». Российское сырье поставлялось в Финляндию, Швецию, Нидерланды и даже в США, правда в Мексиканский залив ушел всего один танкер.
Строится и вторая очередь БТС-2, которая доведет пропускную способность «трубы» до 18 миллионов тонн в год. Правительство Ленинградской области с воодушевлением подмахнуло проект. Еще бы, в качестве налогов за минувший год в бюджет области поступило больше 60 миллионов рублей. К слову, федеральный бюджет за счет деятельности порта пополнился более чем на полмиллиарда рублей.
Ввод в строй второй очереди БТС ожидается в ноябре текущего года. А техническое обоснование на третью очередь - БТС-3 (позволит довести объем перевалки нефти до 30 миллионов тонн в год) - находится на рассмотрении в Госстрое и Министерстве природных ресурсов.
- Как только будет получено положительное заключение этих ведомств, - говорит Александр Глебов, - должно выйти соответствующее постановление правительства РФ. А имея на руках «добро» премьера, мы тут же приступим к проектированию и строительству. Новый трубопровод пройдет в том же коридоре, что и БТС-1, а его сооружение, скорее всего, займет столько же времени, то есть что-то около 18 месяцев.
На самом деле, БТС - первый крупный проект, осуществленный в постсоветские времена. Стремительные сроки сооружения, налаживание морского моста с Западной Европой, первые налоговые поступления, современное оборудование, позволившее наладить бесперебойную работу нефтеналивного гиганта на Балтике, - все это, несомненно, обнадеживает как отечественный бизнес, так и федеральные власти.
Только не следует забывать, что порт в Приморске - красивая современная надстройка, а ее фундамент - тысячи километров трубопроводов, проложенных в районах Сибири и Севера еще во времена СССР. А срок службы «хвоста» БТС, что называется, на исходе. Поэтому в ближайшие годы инфраструктура трубопровода потребует грандиозных финансовых вложений на реконструкцию. В ином случае потери из-за аварий могут перекрыть все доходы от реализации нефти.
Как выясняется, и сам порт не так уж совершенен. Например, он не имеет очистных сооружений, которые бы перерабатывали балластные воды приходящих танкеров, коими оборудованы все современные порты на Западе. А отсутствие очистных, конечно же, провоцирует владельцев судов избавляться от грязной водицы в открытом море. Хотя, если быть до конца объективными, официально такие факты пока не зарегистрированы.

Лина ЗЕРНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС