Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорогой наш стадион

10 февраля 2011 10:00

Арена на Крестовском снова подорожала: ради выполнения «новых рекомендаций ФИФА и УЕФА», которыми «в значительной степени ужесточаются требования к футбольным аренам, к вопросам безопасности зрителей всех категорий на трибунах, а также к уровню их комфорта», проект был переработан и возрос в цене до 33 млрд рублей. Разница с предшествующим вариантом — 9,4 млрд рублей — смутила даже депутатов Законодательного собрания, не говоря о непарламентской оппозиции. Ведь в 2006 году все начиналось с 6,7 млрд рублей: налицо пятикратное подорожание за пять лет. Дороже в мире обходился только новый «Уэмбли», построенный в 2006 году: 1,5 млрд долларов.

Футбольный стадион на Крестовском острове подорожал до 1,1 млрд долларов





Чем дальше — тем дороже
В пятницу губернатор Валентина Матвиенко внесла в городской парламент проект закона «Об изменении цены государственного контракта», который заключен на проектирование и строительство стадиона между Комитетом по строительству и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Срок завершения работ по контракту — 15 ноября 2012 года.
В пояснительной записке говорится, что цена госконтракта — 13 млрд рублей в ценах IV квартала 2008 года, или 14,1 млрд рублей в ценах IV квартала 2010 года. Возрастание стоимости работ, подлежащих выполнению в соответствии с требованиями ФИФА, — 8,4 млрд рублей в ценах IV квартала 2010 года. Проект был откорректирован «в рамках работы Заявочного комитета по выдвижению России в качестве страны — кандидата на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году» и «в целях сохранения Санкт-Петербурга в концепции проведения турнира в России в качестве города, принимающего матч полуфинала чемпионата мира». Откорректированный проект стадиона получил положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» 23 декабря 2010 года, в соответствии с которым увеличение сметной стоимости футбольного стадиона составило 9,4 млрд руб., из них 8,4 млрд руб. — в части работ, касающихся государственного контракта…
Обычно проекты, внесенные губернатором, принимаются, что называется, с лета. Но на сей раз (год-то предвыборный!) концепция несколько изменилась. И в понедельник совет фракций ЗакСа поручил постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам «рассмотреть вопрос о финансировании строительства стадиона на Крестовском острове». Расширенное заседание комиссии пройдет уже сегодня.
Спикер Вадим Тюльпанов заявил, что, поскольку в комиссию входят разные депутаты, то «при обсуждении этого вопроса будут учтены все точки зрения» и он не сомневается в том, что комиссия «внимательно и профессионально разберется в причинах удорожания проекта и разработает рекомендации по схеме его дальнейшего финансирования». Ибо «городу важно точно знать, под воздействием каких именно обстоятельств растет смета на строительство стадиона и строго ли придерживаются ее составители принципов экономии бюджетных средств».
Трудно не согласиться с Вадимом Альбертовичем: знать это крайне важно. А то уж больно много сомнений в том, с какой строгостью в данном случае «придерживаются принципа экономии».
Напомним, что о том, что для «Зенита» надо бы построить современный стадион, заговорили в декабре 2004 года, когда городское правительство приняло постановление № 2854 «О реализации проекта по строительству футбольного стадиона в западной части Крестовского острова». Было решено считать строительство стадиона «стратегическим инвестиционным проектом», причем, что важно, реализуемым за счет средств Газпрома. В ноябре 2005 года был объявлен конкурс, в феврале 2006 года подвели его итоги, выбрав проект знаменитого Кисе Курокава (ныне покойного). Тогда же была озвучена и упомянутая стоимость — 6,7 млрд рублей, 250 млн долларов.
С тех пор так и не законченное строительство (единственное, с чем успешно справились, — снесли культовый для послевоенного Ленинграда и уникальный по конструкции стадион имени Кирова) обросло скандалами.
Сперва «стратегический инвестор» отказался финансировать строительство, объяснив, что Газпром платит в Питере так много налогов, что на эти деньги город и должен строить стадион. Однако в бюджете существует принцип единой кассы — то, что уплачено в казну, идет в общий котел и не обязано тратиться на нужды именно того, кто эти деньги заплатил. И вообще, уплата налогов — законная обязанность любой компании, а не ее спонсорская услуга (о чем нередко забывают в «компании № 1»). Тем не менее в декабре 2007 года постановление № 2854 было тихо отменено.
Затем стали меняться подрядчики и сроки сдачи (когда-то нам обещали первые матчи на новом стадионе уже в 2009 году, теперь называют конец 2012 года), а главное — строительство все время дорожало. В 2008 году называли сумму в 13 млрд рублей, в 2010 году — 24 млрд, теперь — 33 млрд. И, кстати, нет никакой гарантии, что эта цифра — окончательная…

Европа нам не указ?
Для начала стоит еще раз задать естественный вопрос о том, почему за стадион, который будет передан в управление «Зениту» и будет использоваться клубом, принадлежащим Газпрому, вообще должен платить городской бюджет. Вот уж где большие резервы для «экономии»! При этом бывший президент московского «Локомотива» Николай Наумов с удивительной душевной простотой уже предлагает «добиться, чтобы «Газпром-арена» была зенитовской», и «взять стадион и землю на Крестовском вокруг него у города в уставный фонд «Зенита». Во-первых, с какого перепуга «Газпром-арена», если за строительство платит город (и по всем опросам горожане хотят назвать стадион либо «Крестовским», либо «Приморским», либо «Петербург-ареной»)? А во-вторых, почему, построив стадион за бюджетные деньги, надо передать его в «уставный фонд «Зенита»?
Дальше — больше. Если поделить стоимость стадиона на число зрительских мест (68 тысяч), получится, что одно место будет обходиться в 16 тысяч долларов, или в 12 тысяч евро. Красиво жить не запретишь: УЕФА считает нормой стоимость одного посадочного места в четыре раза меньшую — 3 тысячи евро. Что за купеческие замашки?
Окинем взглядом крупнейшие европейские стадионы.
Парижский «Стад де Франс» с его 80 тысячами мест обошелся в 380 млн долларов. 70-тысячная мюнхенская «Альянс Арена», где выступает «Бавария», — 470 млн долларов. 60-тысячный стадион «Эмирэйтс» в Лондоне, где играют «Арсенал» и Андрей Аршавин, — 631 млн долларов.
Заметим: и в Германии, и в Англии, и во Франции куда дороже, чем у нас, и материалы, и рабочая сила — почему же строительство у них обходится настолько дешевле? Наконец, совершенно убийственный пример самого последнего времени: 40-тысячный новый стадион клуба «Эспаньол» в Барселоне стоит всего 108 млн долларов. В пересчете на стоимость одного места — в шесть раз дешевле, чем стадион на Крестовском. Да, у него планируются выдвижное поле и некоторые другие прибамбасы, но не в такой же степени они удорожают строительство?
Кроме того, интересные примеры, по данным экс-председателя комиссии ЗакСа по городскому хозяйству яблочника Михаила Амосова, можно найти на Украине, где условия куда ближе к России по уровню жизни и по ценам, чем в Западной Европе.
На Украине запланирован чемпионат Европы-2012, и там надо при строительстве стадионов выполнять ровно те же ужесточившиеся требования УЕФА. И на Украине не менее остро, чем в России, стоит проблема коррупции, откатов и приписок. Однако 50-тысячный стадион в Донецке обходится примерно в 400 млн долларов, а 80-тысячный стадион в Киеве — в 560 млн долларов. Что в пересчете на стоимость одного места дает 7–8 тысяч долларов. А на Крестовском, как уже было сказано, — 16 тысяч. Не многовато ли будет?
Что нам рассказывали в Смольном о «городе европейских стандартов», которым они хотят видеть Петербург? Думается, что в Европе, во-первых, потребовали бы (как это обычно и делается), чтобы клуб строил стадион на свои или спонсорские средства. А во-вторых, если бы владельцам любого приличного европейского клуба принесли такую смету на строительство — они бы немедленно выставили проектировщиков за дверь. Потому что свои деньги считать умеют, и умеют их беречь.
В нашем случае, впрочем, деньги у чиновников не свои, а бюджетные. Может быть, поэтому ими так легко швыряются.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА