Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Потребитель всегда прав

17 марта 2003 10:00

В советские времена слово «потребитель» имело исключительно негативный смысл: считалось, что каждый сознательный гражданин должен думать не о потреблении, а о созидательном труде. И в ту пору информация о том, что 15 марта по решению ООН отмечается как Всемирный день прав потребителей, не вызвала бы у прогрессивной общественности ничего, кроме негодования.



Да и в 1988-м, когда в Ленинграде зародилось потребительское движение, многие демократы отнеслись к нему с легким презрением: заниматься столь низменными вещами большинство из них не хотело. Однако все это не помешало существованию движения, которое, в отличие от многих «перестроечных» организаций, не только не загнулось, но и обрело популярность. Сегодня Союз потребителей России стал реальной силой, с мнением которой вынуждены считаться политики. И в общем-то это справедливо. Ибо все мы - вне зависимости от пола, возраста, образовательного уровня и политических убеждений - хотим, чтобы ежедневно потребляемые нами товары и услуги были качественными.
К сожалению, это вполне естественное желание оправдывается не всегда. В 2002 году в учрежденные Союзом экспертные центры обратилось свыше 120 тысяч граждан. Составлено более 34 тысяч претензий, 84 процента которых разрешено в досудебном порядке. В судах заведено более двух тысяч дел, 1334 дела завершены, из них 1138 - в пользу истцов. Столь высокий процент удовлетворенных претензий не может не радовать, хотя, с другой стороны, очевидно, что обольщаться не стоит. Отстаивать свои права в суде будет лишь человек, во-первых, достаточно грамотный, а во-вторых, «обжегшийся» на крупной покупке. То есть на практике нарушения потребителей случаются куда чаще, и большинство из них остается безнаказанными.
Надо сказать, что в Союзе это прекрасно понимают: индивидуальные консультации и помощь в проведении экспертиз - лишь одно из направлений его работы. Союз, при содействии СМИ, пытается научить нас более осмысленно подходить к приобретению товаров. И одновременно предлагает поправки к законам, направленные на то, чтобы «обуздать» недобросовестных производителей и продавцов.
Так, председатель Союза потребителей России депутат Государственной Думы Петр Шелищ с гордостью объявил, что в новую редакцию закона о товарных знаках вошли поправки Союза, позволяющие предупредить поступление на рынок контрафактной или, проще говоря, поддельной продукции. Ведь, скажем, до сих пор каждый гражданин мог разместить в типографии заказ на изготовление водочных этикеток. И типография вовсе не обязана была интересоваться, зачем ему нужна такая продукция. Собственно, ответ известен: производство паленой водки, к сожалению, не снижается. В прошлом году от отравления алкоголем умерло 38 тысяч человек: это на 8 процентов больше, чем в 2001-м.
Покупка непродовольственных подделок к столь фатальным последствиям привести не может, но все равно, малоприятно сознавать, что на каждую легально произведенную или ввезенную пару обуви приходится 5 - 6 нелегальных, то есть сделанных неизвестно кем и неизвестно где. Но излишне говорить, что ярлычки на них при этом самые что ни на есть фирменные...
В общем, Союз потребителей надеется, что новая редакция закона позволит сократить количество подделок на отечественном рынке. С другой стороны, как говорит сопредседатель Союза и тоже депутат Госдумы Анатолий Голов, в последнее время отмечается рост обращений, связанных с низким уровнем услуг, оказываемых нам естественными монополиями.
«В торговле мы голосуем рублем за хорошего производителя и хорошего продавца, - говорит Голов. - А, допустим, в жилищно-коммунальном хозяйстве «голосовать» бессмысленно: выбора у нас нет». Депутатам-защитникам потребителей удалось включить в только что прошедший второе чтение законопроект о реформе ЖКХ ряд поправок, делающих этот документ более симметричным. Теперь в нем говорится не только об обязанности граждан оплачивать предоставляемые услуги, но и об обязанности коммунальных служб эти самые услуги предоставлять. Причем правительству предписывается разработать некие стандарты, позволяющие потребителям контролировать, в полном объеме им предоставляют услуги или нет.
Правда, не вполне понятно, что произойдет, если правительство соответствующие стандарты не разработает. Шелищ и Голов, кстати, такую возможность не исключают: по их словам, в этом случае придется утверждать стандарты законом. Но тогда напрашивается резонный вопрос: а не проще ли сделать это сразу?
Другой резонный вопрос касается контроля за соблюдением стандартов (даже если они появятся). Предположим, я, как потребитель, вижу, что температура в моей квартире не соответствует нормативам. Что дальше? Обращаться в суд? Но к тому времени, когда он рассмотрит мое заявление, температура в квартире повысится естественным путем: просто потому, что наступит весна и на улице потеплеет. При этом, даже если суд признает мою правоту, возвращенная мне сумма окажется незначительной, а времени и сил я потрачу немало. Иными словами, частным лицам нет смысла подавать иски на жилищников и коммунальщиков: реально наказать службы рублем смогут только потребительские объединения или ориентированные на них муниципальные советы, имеющие право подавать иски от имени «неопределенного круга граждан».
Таким образом, по крайней мере теоретически «потребительство» может стать стимулом к проявлению гражданской активности, потому что для защиты своих прав населению придется либо выбирать толковых и неравнодушных депутатов муниципальных советов, либо создавать собственные объединения. «Не организовавшимся» останется уповать лишь на обещанный «механизм автоматического снижения платы в случае недопоставки услуг». Но сколько у нас ждут обещанного - хорошо известно...
Потребительское движение в России зародилось 15 лет назад: по мнению оптимистов, за это время оно прошло путь, который в других развитых странах занял многие десятилетия. Пессимисты, правда, утверждают, что до развитых стран нам еще далеко и о реальных достижениях можно будет говорить, когда удастся добиться безусловного исполнения принятых законов.

Виктория РАБОТНОВА