Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не вполне культурная столица

24 марта 2003 10:00

В последнее время Петербург как-то уж больно унизительно выпрашивает у Москвы хоть какой-нибудь столичный статус. Не удовлетворяясь более поэтическими титулами Северной Пальмиры, Северной Венеции, жемчужины и т.д., городская администрация и петербургский десант в столице первопрестольной подыскивают некий вариант официального закрепления питерской столичности. Например, на уровне Думы должен был обсуждаться проект производства Питера в столицу культуры. Титул громкий, но весьма туманный. Обсуждались и иные, совсем уже утопические идеи (к примеру, предложение депутата Олега Нилова по устройству в Петербурге штаб-квартиры союза «Россия+НАТО»)... За этими политическими претензиями просматривается печальная тенденция - Питер, увы, теряет свои реальные позиции столицы науки и образования.





Этот процесс начался не вчера, но именно в этом году, как ни парадоксально, он может дать зримые результаты. В этом году в Питере опять не проводится единого государственного экзамена для выпускников школ, то есть все будет решаться на вступительных экзаменах. Это предполагает некоторые льготные условия для местных: они посещают подготовительные курсы, учатся в специализированных школах при вузах, участвуют в олимпиадах, пишут конкурсные работы, дающие право льготного поступления. Не секрет, что ученики выпускных классов города, метящие в престижные вузы, имеют возможность готовиться к поступлению с репетиторами-преподавателями вузов (в том числе и с членами приемной комиссии). Правда, это удовольствие не из дешевых - этой весной одно занятие может стоить до 200 долларов, но это дает определенные гарантии.
Сдача экзаменов - часто всего лишь волнующий спектакль для детей и родителей. Все решается в процессе зачисления, а он остается процессом сугубо закрытым. В творческих и престижных заведениях зачисление воспринимается вообще как сговор приемной комиссии.
Правда, в духе демократизации общества руководители вузов афишируют факт многократно возросшего количества апелляций на приемных экзаменах. В среднем - в два раза по городу. Вот только процент удовлетворения апелляции (реального пересмотра оценки с изменением решения приемной комиссии) возрос всего-то на 5 - 10%!
Некоторые вузы готовы «частично засчитывать результаты» единого экзамена у иногородних. Это чисто политическое заявление, и никаких преимуществ приезжим оно не дает. Количество приезжих студентов является между тем верным показателем престижности образования. Преподаватели многих городских вузов с ужасом отмечают, что в Петербург перестали ехать из провинции. По частным оценкам преподавателей-гуманитариев, за последние пять лет количество приезжих студентов сократилось на треть.
Провинциалы, среди которых вероятны и будущие Ломоносовы, часто оказываются целеустремленней и амбициозней питерцев, у них сильнее мотивация к образованию и жива здоровая соревновательность со «столичными штучками». Нынче амбициозные провинциалы предпочитают ехать в Москву: там больше возможностей, более емкий рынок труда, следовательно, там концентрируются научные школы и исследовательские проекты. Туда стекаются деньги международных фондов, там оседают бюджетные деньги на образование. Однако число мест в вузах Петербурга серьезно выросло за те же пять лет, выросло и количество самих вузов. Но рост числа мест в основном достигается увеличением объема платного образования, а это особая тема. Увы, на платные отделения часто попадают те выпускники, которые по уровню образования и по способностям просто не могут попасть в вуз, тем более престижный, на общих основаниях. Экзамены на платные места, как правило, значительно легче. А коммерческие вузы вообще могут обходиться одним собеседованием.
В этом году количество бюджетных мест не увеличится. Политика приема студентов - также. Настаивая на «элитарности» престижных вузов и факультетов, руководители учебных заведений на самом деле перекрывают доступ свежей крови и мозгов в город. И провинция идет им «навстречу», голосуя ногами: де-факто выбирая для учебы другую столицу.
Конечно, не все так ужасно. Стабильным спросом пользуется петербургское военное и техническое образование, связанное с военно-промышленным комплексом. Несмотря на скандалы вокруг смены руководства в Военмехе и беспорядки в Нахимовском училище, вряд ли это серьезно отразится на престиже этих заведений. Что касается высших военных училищ, в стране с нестабильной экономикой и общей бедностью учебные заведения с полным пансионом всегда будут пользоваться популярностью. Тем более что отмечается некоторый рост престижа военных специальностей, что не может не радовать.
Но вот в естественнонаучных и гуманитарных школах ситуация близка к катастрофической. Знаменитые научные школы филологии, востоковедения, искусствоведения едва ли не прекратили свое существование. Есть ученые, исследователи, студенты, но нет Школы, которая, собственно, и формирует науку. Верным показателем этого является весьма скудный набор конференций и семинаров в городе: все сколько-нибудь значимые события проходят в Москве, а у петербургских специалистов не всегда даже хватает средств для поездок. Кроме того, на местных конференциях практически уже забыли, что такое дискуссия, научный спор, противостояние концепций и прочая кипучая деятельность.
Может ли значиться столицей культуры город, в котором гуманитарная наука находится в состоянии, близком к коме? Или тогда уже правильней говорить о культурной столице в усеченном, так сказать, виде? И название подыскать соответствующее?

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА
Фото Николая КУХАРСКОГО