Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Северная венеция или северная атлантида?

24 марта 2003 10:00

Всемирный метеорологический день, который отмечается ежегодно 23 марта, имеет все шансы превратиться из узкоотраслевого в общественно значимое событие. Ведь тема нынешнего дня - «Наш будущий климат». А разве найдется человек, которому температура и скорость ветра за окном были бы безразличны? Тем более что, по данным Всемирной метеорологической организации, серьезный повод для беспокойства налицо. Речь - о последствиях глобального потепления на планете.





О глобальном потеплении сказано немало. И это понятно - природа диктует свои условия, от которых нельзя отмахнуться. В результате потепления, зарегистрированного за последние сто лет, средний уровень моря поднялся на 10 - 20 см, что в 10 раз превышает средние значения за последние три тысячи лет. За последние полвека протяженность морского льда в северном полушарии снизилась на 10 - 15%. На 40% уменьшилась толщина льда Северного Ледовитого океана, правда в летне-осенние периоды. О таянии полярных льдов особенно неприятно слышать жителям регионов, расположенных на уровне моря, в том числе петербуржцам. Неужели и впрямь нас ожидает потоп?
За ответом на этот вопрос «Новая газета» обратилась в Государственный гидрологический институт, в стенах которого впервые в мире была обозначена теория глобального потепления. Наша беседа - с руководителем отдела изменения климата доктором географических наук Олегом Анисимовым.
- Судя по приведенным данным, к глобальному потеплению мы движемся более чем стремительно?
- Нет. Изменение климата действительно зафиксировано, но происходит оно так медленно, что человеку это заметить трудно. Судите сами: за последнее столетие средняя температура на Земле увеличилась всего на 0,6 - 0,7 градуса. Вместе с тем температурный режим изменяется в разных точках Земли по-разному. Так, в некоторых регионах Африки и Азии произошло, наоборот, небольшое похолодание, а вот зимы в Северной Европе стали теплее на 1,2 - 2 градуса. В том числе и на российском Северо-Западе.
- Хорошо это или плохо?
- Рассуждая о глобальном изменении климата, очень многие ученые пророчат неблагоприятные, порой катастрофические последствия. О позитивных же сдвигах зачастую молчат. А они есть! Например, согласно расчетам, выполненным в разных странах, за грядущее столетие температура на севере европейской части России может повыситься еще на 1,5 - 2,5 градуса.
- То-то радость садоводам-огородникам!
- Последствия ожидаются куда более далеко идущие. Согласно прогнозам, в Северо-Западном регионе и на большей части Сибири зона земледелия за ближайшие 50 лет сместится к северу на 300 - 600 километров. Это значит, что у сельского хозяйства появятся дополнительные земли, пригодные для выращивания ячменя, пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также ранних сортов сои, винограда и абрикоса.
- Виноград в Ленинградской области? В это трудно поверить.
- Не менее разительные перемены произойдут и в дикой природе. В последующие полвека можно ожидать продвижения границы лесов к северу России. То есть современные районы южной тундры будут постепенно замещаться тайгой. А на территории Ленобласти появится больше широколиственных лесов с дубом, ясенем, орехом. Наши пейзажи постепенно начнут утрачивать суровость. И еще один позитивный момент - от потепления мы выиграем экономически: как за счет сокращения продолжительности отопительного сезона, так и за счет меньшей интенсивности отопления. Причем в разных регионах цифры окажутся разными. Так, экономия отопления на Дальнем Востоке оставит до 5%, в Западной Сибири - 5 - 10%, в Восточной Сибири, на побережье Баренцева моря и на севере Скандинавии - 10 - 15%, а в Центральном и Северо-Западном регионах России - от 15 до 25%. То есть вполне вероятно расходы каждого жителя Питера и области на отопление сократятся почти на четверть. На четверть может снизиться и объем сжигаемого топлива - газа, мазута, древесины, угля. Одновременно уменьшится и выброс в атмосферу различных загрязняющих веществ.
- А чем все-таки вызвано глобальное потепление?
- Ложась спать, мы укрываемся одеялом, с тем чтобы не мерзнуть. Для Земли роль такого одеяла играет атмосфера, некоторые составляющие которой - водяной пар, метан, углекислый газ - задерживают тепловое излучение, уходящее в космос. Содержание этих веществ в атмосфере непостоянно и может меняться. Человеческая цивилизация, производя в процессе сжигания любого топлива углекислый газ, увеличивает толщину парникового одеяла. В результате все меньше тепла уходит в космос. Подсчитано, что если содержание углекислого газа в атмосфере удвоить по отношению к современному, среднегодовая температура на Земле может увеличиться на 2 - 5 градусов. И это может случиться уже во второй половине XXI века.
- Связаны ли обрушившиеся на нас в последнее время природные катаклизмы - наводнения, бури, ураганы - с изменением климата?
- Выскажусь осторожно: имеющиеся наблюдения уже отчасти привели к выводу об увеличении частоты таких экстремальных погодных явлений, как ливневые осадки, засухи, резкие изменения температуры за относительно короткое время, ураганы. Может возрасти и частота внезапных заморозков после установления теплой погоды или же зимних оттепелей, сопровождающихся интенсивным таянием снега. Связано ли все это с глобальным потеплением, надо еще доказать. Но то, что эти процессы идут параллельно, - факт.
- Итак, мы перешли к негативным последствиям изменения климата...
- И наиболее проблематичное для России - поведение вечной мерзлоты. Известно ли вам, что зона вечной мерзлоты занимает 67% российских земель? Причем в отличие от многих других полярных стран в России большая площадь этих территорий освоена - проложены дороги, линии электропередач, мосты, трубопроводы, стоят крупные города - Якутск, Норильск, Воркута, порты Арктического побережья... И все они спроектированы и построены на свайных фундаментах, без учета возможности потепления климата. Эта большая и серьезная проблема, мы занимаемся ее решением уже много лет, причем в этой области тесно сотрудничаем с американскими коллегами, которые проводят аналогичные исследования на Аляске.
- Вы хотите сказать, что дороги, трубопроводы и города через десяток-другой лет могут «поползти»?
- Такая опасность существует. В ближайшие несколько лет мы планируем разработать информационную систему для выявления опасностей, связанных с таянием вечной мерзлоты и ослаблением ее прочности. Итогом этой работы должны стать карты, на которых будут выделены наиболее опасные районы. Там можно взяться за укрепление фундаментов наиболее важных и дорогостоящих сооружений. Можно взяться за снос выработавших свой ресурс зданий и заменить их на новые постройки - с учетом изменяющегося климата. Это куда более цивилизованный подход, нежели трата основных сил и средств на ликвидацию последствий. Символом будущей России должен стать не доблестный спасатель, который наперекор стихиям проявляет чудеса героизма, извлекая мертвые тела из-под очередных руин, а спокойно сидящий в комфортном кресле ученый, на основании прогнозов которого сохраняются жизни людей, строения и сооружения.
- Олег Александрович, так ждать ли Петербургу наводнения?
- Подсчитано, что полное таяние полярных льдов приведет к повышению уровня мирового океана на 80 метров. Вероятно, что-то подобное описано в Библии, где говорится о Великом потопе. Но о массовом таянии льдов в ближайшие сто лет речи не идет. Скорее всего, в XXI веке уровень воды поднимется не более чем на 70 - 80 сантиметров. Это достаточно скромная цифра. Сравните ее с уровнями некоторых невских наводнений, последние из которых достигали 2,7 - 2,8 метра. Питеру не стоит бояться глобального потопа, лучше завершить, наконец, начатое много лет назад строительство дамбы.

Беседовала Лина ЗЕРНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС