Суд постановил: дома — убрать, лес — вернуть
Многолетняя битва жителей за торжество закона внезапно увенчалась успехом. Теперь они гадают, что будет дальше.
Выборгский городской суд принял беспрецедентное решение. Удовлетворен иск «Ленобллеса» (главного областного лесничества) об истребовании незаконно занятых и застроенных лесных участков. Два домовладения на берегу озера Нахимовское, незаконно построенные на территории лесного фонда, должны быть демонтированы.
Ну есть нарушение, и что дальше?
Наконец, один из активистов движения «Против захвата озер» Владимир Павлов подал в суд иск на областного прокурора. После этого дело сдвинулось: тогдашний прокурор (ныне прокурор Санкт-Петербурга) Сергей Литвиненко попросил иск забрать, а в обмен поручил подчиненным провести всестороннюю проверку.
Первым результатом проверки было признание факта незаконного огораживания и застройки береговой полосы. Лесных нарушений не обнаружилось. По выявленным фактам прокуратура предъявила иски в суд, которые были удовлетворены. Правда, хозяева коттеджей почти ничего не снесли сами: секции заборов до воды были самостоятельно демонтированы активистами движения «Открытый берег» и партии «Яблоко» в ходе двух народных акций 2011 и 2012 годов. А незаконные постройки в береговой полосе (беседки, эллинги) стоят по сю пору.
В результате прокурорской проверки удалось выяснить, почему поселок столь долгое время был «неприкасаемым» и почему в народе его именовали «прокурорским берегом». Документы на один из участков были оформлены на Сергея Владимировича Бедниченко, тогдашнего начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ по СЗФО.
Чем дальше в лес, тем толще заборы
При сопоставлении карты коттеджного поселка и лесных планшетов Цвелодубовского участка Рощинского лесничества выяснилось, что все дома стоят на территории лесного фонда, который никогда (!) не переводился в иную категорию. Более того, в 2009 году на эти лесные участки была зарегистрирована собственность Российской Федерации, таким образом, на одни и те же участки возникло двойное право собственности (государства и частных лиц). Почему о краже леса ничего не знали лесничие, до сих пор остается загадкой. Зато примерно понятно, каким именно образом происходила кража. В советское время некоторые леса были переданы в безвозмездное пользование (без вывода из состава Гослесфонда) сельхозпредприятиям.
Позднее эти совхозы, превратившись в ЗАО и ОАО, беззастенчиво примежевали к своим землям чужую собственность. Бывшему совхозу «Цвелодубово», который является автором махинации с «Прокурорским берегом», в этом активно помогало Управление Росреестра и администрация Выборгского района. Росреестр штамповал для краденых лесов кадастровые паспорта, а тогдашний глава района (ныне вице-губернатор Ленобласти) Константин Патраев активно распродавал леса элитным дачникам.
Долго рассказывать, как экологи и местные жители заставляли прокуратуру и Комитет по природным ресурсам ЛО признать факт воровства леса. Как, уже согласившись с фактом нарушения, чиновники упорно не желали принимать мер реагирования, ссылаясь на «правовую неразбериху» во время вышеописанных событий. Однако все встало на свои места. В середине 2000-х годов никакой неразберихи уже не было (это вам не 90-е), и преступные махинации выглядят весьма прозрачно.
Суд встал на сторону государства
Перелом наступил осенью прошлого года, когда ЛОГКУ «Ленобллес» предъявило сразу семь исков об истребовании государственного леса (правда, экс-прокурора Бедниченко среди ответчиков пока не было). Весной этого года к имеющимся искам добавились еще 16. Здесь среди ответчиков фигурируют известные шишки, такие как зам. председателя Арбитражного суда СПб Дмитрий Хохлов. И вот первый неожиданный результат. 29 мая Выборгским городским судом удовлетворены иски лесничих в отношении домовладельцев Асташевой Н. Н. (дело № 2–1587/2013) и Некраш Н. Н. (дело № 2–1584/2013). Предварительно известно, что неожиданная победа лесничих вызвала в правительстве области большой переполох. По неофициальным данным, из Комитета по природным ресурсам ЛО получено указание ЛОГКУ «Ленобллес» «проиграть апелляции» (которые, разумеется, уже поданы ответчиками).
Тем не менее это практически первый случай в Ленинградской области, когда лесозахваты признаны судом незаконными и подлежащими возврату в лесной фонд. Идет ли речь о системном сбое, который вскоре будет исправлен аккуратно проигранной апелляцией, или все произошедшее — начало новой тенденции?