Бизнес-маэстро
Объединить под одной крышей Мариинский театр, Академию русского балета им. Вагановой, Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств — на это замахнулся Валерий Гергиев.
Информация о том, что предприимчивый главный дирижер и художественный руководитель Мариинки направил письмо Владимиру Путину с таким предложением, взорвала августовское спокойствие информационного пространства. Все СМИ обсуждают эту тему: зная энергию и размах маэстро, многие уже не сомневаются, что в скором времени в Петербурге может появиться империя Гергиева
Эта информация особенно резонансно прозвучала на фоне событий, в которые были в последнее время вовлечены потенциальные участники этого предполагаемого объединения. Недавно завершился суд над бывшим директором благотворительной организации «Фонд Валерия Гергиева» Игорем Зотовым и его знакомым Казбеком Лакути (по совместительству родственником Гергиева). По мнению судьи Тверского районного суда Москвы, они похитили 245 млн рублей. Сам маэстро был признан потерпевшим и только посетовал по этому поводу об алчности окружающих его людей.
Но когда знаменитый российский художник Михаил Шемякин, в течение восьми лет не получивший оплаты за постановку трех балетов, упрекнул Гергиева в невыполнении финансовых обязательств и пообещал через суд потребовать выплаты гонораров, Гергиев передал через посредников, что никаких денег художник не получит. Потому что его балеты не принесли в Мариинский театр больших денег. Что вполне естественно: их показывали всего пару раз, потому что контракт с главным художником не был подписан. Без этого театр не имел права включать балеты в афишу. Понятно, что денег платить не хочется и что все артисты, художники и музыканты должны за честь почитать возможность работать рядом с маэстро на легендарной сцене. Но художники и танцоры, выясняется, еще и есть хотят, и о собственном достоинстве думают.
Конфликт Министерства культуры с Российским институтом истории искусств, прогремевший недавно на всю страну, тоже вполне вписался в заманчивые идеи Валерия Абисаловича: он находится неподалеку от Мариинки и Консерватории, реставрация в нем прошла совсем недавно — теперь старинный особняк выглядит очень и очень инвестиционно привлекательно. Как и Вагановское училище: его тоже отлично отреставрировали и отремонтировали в подарок к 275-летию Академии русского балета, который она отметила этой весной. Так что и тратиться на ремонт и реставрацию в случае объединения не придется. А уж о местоположении обоих зданий и говорить не приходится: Исаакиевская площадь и улица Зодчего Росси — золотые места Петербурга.
Пресс-служба Мариинского театра никому не дает комментариев по этому вопросу и только отвечает, что никакого письма нет, что весь ажиотаж раздут прессой. Возможно, и так. Но есть некоторые детали, которые заставляют усомниться в этой версии. Во-первых, письмо есть — его в свое время получили и в Вагановском училище, и в Зубовском институте. Только это случилось год назад.
«Еще год назад я видела это письмо, — рассказала «Новой» Татьяна Клявина, бывший директор РИИИ. — И тогда же министр Мединский вместе с Гергиевым осматривали наше здание от чердака до подвалов и мест парковки, оценивая качество перекрытий и крепость перил на лестницах. Правда, вслух тогда никто не говорил о возможном объединении. И само письмо к нам попало по личным каналам, а не по официальным».
Директор Вагановки Вера Дорофеева тоже подтвердила «Новой», что письмо есть и что она его читала еще в прошлом году. Но, по словам Веры Алексеевны, Гергиев уже не первый год говорит о возможном объединении под крышей Мариинки. Тем более что большая часть выпускников училища действительно танцует потом на этой прославленной сцене, почти все преподаватели — бывшие танцоры театра. А в кулуарах училища вспоминают слова Гергиева, тоже не раз осматривавшего здание, что ему «распеваться негде».
Во-вторых, если кто и сомневался в предпринимательских способностях худрука Мариинки, то после истории со строительством новой сцены (напомним, ее реальная стоимость больше чем в семь раз превысила проектную — со 100 млн долларов она возросла до 720, и никому за это ничего не было) любые сомнения в его настойчивости и бизнес-способностях отпали у всех. К тому же Валерий Абисалович предложил не просто объединение — он сделал отличный пиар-ход, настоящий царский жест: предложил президенту Владимиру Путину встать во главе «Национального центра академического театрального и хореографического искусства». Кто же откажется?
От такого ошеломительного предложения власти останется только зажмуриться.
От удовольствия, от предвкушения перспектив или от ужаса — кто знает? Зато точно известно, что сопредседатели благотворительного фонда господина Гергиева Герман Греф и Алексей Кудрин, которые отвечают в фонде за работу с попечителями и госфинансирование, уверяют, что только в этом году Мариинка получит дополнительно 25 млн долларов «на содержание новой сцены». Минфин недавно подтвердил эти обещания. При таком щедром финансировании в Петербурге можно все объединить.