Зияющие бреши обороны Петербурга
Приступать к реализации программы сохранения исторического центра в отсутствие механизмов его защиты чрезвычайно опасно, предупреждает эмиссар ЮНЕСКО.
Тодор Крестев, ведущий эксперт ИКОМОС по Санкт-Петербургу, вновь посетил наш город и провел ряд рабочих встреч — как с профильными чиновниками, так и с градозащитниками. Помимо ситуации с петербургской номинацией в Списке всемирного наследия, предметом обсуждения стали «Лахта-центр» и программа сохранения исторического центра.
План защиты
Напомним, что с 2007 года из сессии в сессию Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО (КВН) настоятельно рекомендует российской стороне обеспечить эффективный механизм защиты петербургского объекта, уточнить его границы и состав, разработать буферные зоны, создать единый орган управления.
С «домашним заданием» мы справились лишь отчасти: прошедшая нынешним летом 37-я сессия утвердила уточненные версии по историческим центрам Санкт-Петербурга и Кронштадта. При этом много шуму наделал неожиданно всплывший документ, поданный в КВН Российской Федерацией, согласно которому из рамок международно-правовой защиты выпали такие значимые территории, как исторические ядра Пушкина, Павловска, Петродворца, Стрельны и др.
Власти поспешили заявить, что это лишь рабочие материалы, просто формальное «укрупнение» в описании ряда компонентов. В этой связи господин Крестев напомнил, что возглавляемая им мониторинговая миссия рекомендовала придерживаться изначального перечня, поданного нашей страной при включении Петербурга в список ОВН. Он также отметил, что хартия «Культурные маршруты» позволяет включать новые компоненты — ландшафтные, культурные и так далее. Например, к уже состоящей в списке Петергофской дороге могут быть добавлены связанные с ней усадьбы и парки.
Тодор Крестев считает большим достижением привлечение к доработке документов по петербургской номинации независимых экспертов из гражданского сектора (сейчас в рабочую группу входят Борис Николащенко, Михаил Мильчик и Александр Кононов). Теперь им предстоит до 1 декабря сделать то, с чем так и не справились уполномоченные федеральные структуры. Это амбициозная задача, но исполнить ее можно, полагает Тодор.
По мнению депутата Алексея Ковалева, остается не решенной главная задача: придание Петербургу статуса достопримечательного места федерального значения. В системе действующего российского законодательства, где не прописаны механизмы защиты объектов всемирного наследия, только он способен ее обеспечить. Именно такой путь рекомендовала и международная мониторинговая миссия, и последняя сессия КВН. Летом 2012 года официальные представители Минкульта заверяли, что статус достопримечательного места Петербург получит до конца 2013 года.
«Но никакая работа в этом направлении не ведется, не сделано вообще ничего. В КГИОП мне в лицо говорят, что никакого достопримечательного места не будет», — возмущается Ковалев. Господин Крестев, которому пока никто такого в лицо не сказал, предлагает не впадать в негативизм, а шаг за шагом двигаться в сторону реализации ранее представленного им плана защиты Петербурга. Вкратце он сводится к следующему. Исторические центры Петербурга и Кронштадта, а затем и территории других ценных пригородов, всех 36 компонентов петербургской номинации, получают статус достопримечательного места. Тогда здесь причинение ущерба историческому зданию или его снос могут повлечь уголовную ответственность или штраф в размере до 60 миллионов рублей (для юридического лица).
Вокруг каждого компонента создается буферная зона, в целом охватывающая восточную часть Финского залива до западной оконечности острова Котлин и берега Невы на всем ее протяжении. Весь этот массив плюс территория вокруг (получается неровная окружность радиусом примерно 30 км) объявляются историческим поселением. Предметы охраны последнего достаточно серьезно оберегаются действующим российским законодательством.
Изменение статуса, уточнение границ и состава нашего объекта потребуют и новых зон охраны со своими режимами. Господин Крестев подчеркивает, что при этом необходимо исключить существующую ныне возможность отклонения от режимов — иначе они вообще теряют смысл. Только после выстраивания всей системы (статус — буферные зоны — зоны охраны) можно браться за градостроительные планы. В противном случае каждый из них будет вступать в конфликт с базисными вопросами защиты наследия.
Но, как полагает депутат Ковалев, с этим логичным и четко выстроенным планом никак не стыкуется работа, выполняемая мастерской Никитина по заказу КГИОП. «Эта мастерская теперь за 5 миллионов рублей делает проект зон охраны, предлагая распространить статус исторического поселения только на центр города. При таком подходе невозможно будет защитить невские панорамы и пригороды. Тогда как по плану, предложенному КВН, историческое поселение должно фактически повторять наш петербургский объект всемирного наследия. Фактически никитинцы просто переписывают свою же работу, которую делали по зонам охраны несколько лет назад. Зачем это надо?» — недоумевает депутат.
Впрочем, посещение мастерской Никитина также вошло в график петербургского визита Тодора Крестева — нет сомнений, что известная добросовестность этого эксперта позволит ему сделать собственные выводы, которые войдут в сводный доклад для Центра всемирного наследия.
В ходе встречи с градозащитниками также были даны разъяснения относительно поправок к федеральному закону № 73, призванных обеспечить создание единого органа управления российскими объектами всемирного наследия. Этот документ в настоящее время рассматривается Правительством РФ, в Госдуму пока не внесен, но обсуждался там на профильном совещании. Принимавший в нем участие депутат Ковалев характеризует данный документ как «придуманный для отвода глаз». «Создается орган, который будет только представлять отчеты, никакими полномочиями он не наделяется, ничем реально не управляет, — уверен Алексей Анатольевич. — Чистая профанация. Мою позицию разделяет и Игорь Маковецкий (глава российского ИКОМОС. — Прим. ред.), он может представить свое заключение».
Потенциальные новые угрозы
Одной из ключевых тем обсуждений, организованных КГИОП к приезду Тодора Крестева, стала ситуация с «Лахта-центром». В этих встречах принимали участие чиновники, независимые эксперты, была и представительница заказчика. Можно представить, как порадовало гостя ее признание: да, мы согласны, что «Охта-центр» оказывал негативное воздействие на петербургский объект всемирного наследия, но зато теперь с «Лахта-центром» такого не будет.
Как говорится — свежо предание, да верится с трудом. Ведь совсем недавно газпромовцы убеждали ЮНЕСКО в «невидимости» охтинского небоскреба.
История повторяется, похоже, и по другим пройденным пунктам. Проект официально не представлен (хотя уже прошел госэкспертизу), так что КГИОП и Минкульт не в состоянии предъявить ЦВН оценку ожидаемого влияния нового газоскреба. Господину Крестеву представляется, мягко говоря, странным, что при этом уже есть разрешение на строительство. Гостя ознакомили с тремя экспертизами визуального влияния лахтинской башни: одну сделал Институт территориального развития по заказу будущего застройщика, другую для КГА выполнил НИПЦ Генплана, третью по собственной инициативе подготовило петербургское отделение ИКОМОС.
Причем оценка по результатам исследования представлена лишь в последней работе, признающей безопасной для охраняемых панорам высоту лахтинской башни не более 133 метров. Две другие ограничиваются констатацией — откуда будет видно, а откуда нет, не делая никаких выводов. Тодор Крестев напомнил, что Центр всемирного наследия ждет официальной оценки российской стороны, которая должна представить ее вместе с самим проектом. Если это произойдет до конца года, есть шанс, что ближайшая сессия КВН примет на сей счет конкретное решение.
На встрече с чиновниками и представителями негосударственных организаций Тодор Крестев высказал и свое весьма критичное отношение к программе сохранения исторического центра Петербурга. Он разделяет серьезную обеспокоенность градозащитников, полагая чрезвычайно опасным приступать к реализации программы в отсутствие эффективного инструментария защиты нашего объекта всемирного наследия. Статус достопримечательного места не получен, нет плана управления объектом, не утверждены изменения генерального плана, новые охранные зоны только разрабатываются, нет для них детально прописанных режимов — зато по-прежнему есть возможность отклонения от имеющихся. Меж тем программа заявлена на период 2013–2018 гг., то есть уже со следующего года стартует активная стадия проектирования. Это очень опасно, полагает эксперт. Тодор Крестев запросил дополнительные документы и материалы по программе и заверил, что Центр всемирного наследия будет настаивать на ознакомлении с планами замышляемых для исторической части Петербурга перемен — как представляющими возможную опасность, чреватую причинением серьезного ущерба территории, на которой пока все еще отсутствует единая и эффективная система управления объектом всемирного наследия.