Граждане смеют роптать
Выборг в очередной раз не дает ходу РЖД
Если весной слушания о реконструкции железной дороги между Выборгом и Каменногорском были признаны несостоявшимися, то в прошедшую пятницу повторные слушания даже не открылись. Так как никаких принципиальных изменений в проекте сделано не было, председатель Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Выборга Дмитрий Романенко предложил проголосовать, чтобы вообще не открывать слушания, и выборжане единогласно его поддержали.
Отказ от граблей
Камнем преткновения стало строительство путепроводов, то есть автомобильных мостов, через железную дорогу. В прошлый раз представители ОАО «РЖД» пообещали спроектировать три путепровода, но не в рамках общего проекта реконструкции дороги между Выборгом и Каменногорском, а выделив их в отдельный проект. Проектирование они действительно завершили, но гарантировать строительство путепроводов не смогли.
«Было принято решение о долевом участии: РЖД проектирует, федеральная власть выделяет деньги, — пояснил Дмитрий Романенко. — Но Минтранс заявил, что денег на путепроводы не будет как минимум в ближайшие пять лет. Итак, выходов может быть два: либо включить их в основной проект, либо оставить в отдельном проекте, но чтобы строительство было подтверждено гарантийным письмом из правительства РФ».
Нельзя сказать, чтобы представители ОАО «РЖД», пришедшие на слушания, не ожидали такого поворота событий. С самого начала они были настроены довольно мрачно, и сильно не протестовали.
«Пока Минтранс дал отказ — но это не окончательное решение вопроса, — пытался отбиваться представитель ОАО «РЖД». — Мы ничего не можем гарантировать, но при этом свои обязательства мы выполнили: путепроводы запроектировали, их расположение согласовали».
«Этот проект — только для РЖД или и для жителей города? — возмущался глава администрации Выборга Александр Буянов. — Когда при запуске «Аллегро» мне обещали построить путепровод в Селезнево — я поверил. Так люди там до сих пор стоят! Прошло более пяти лет, а путепроводов нет и не предвидится. Теперь уже вторые слушания нам не могут сказать — будут путепроводы или нет. Значит, это пустые разговоры. Мы 26 марта сидели здесь же, несколько часов обсуждали — ничего не сделано. Мы получили ноль, баранку! Хотят, чтобы мы наступали на одни и те же грабли? При моей власти этого не будет».
Не мытьем, так накатами
Хотя на официальном фронте ОАО «РЖД» проигрывает по всем позициям, сдаваться оно не собирается. По многочисленным сообщениям жителей Выборгского района Ленобласти, строительство дороги ведется тихой сапой, несмотря на отсутствие разрешительных документов.
При этом, как сообщают «Новой» жители поселка Гвардейское, стройка ведется «набегами»: строители неожиданно приезжают, что— то быстро делают и вскоре так же неожиданно уезжают. Поэтому момент проведения работ не успевают заметить ни прокуратура, ни Ростехнадзор.
Понимая, что если дорогу закончат без всяких разрешений и пустят по ней поезда, не построив путепроводы, то Гвардейское окажется отрезанным от мира, жители решили бороться всеми законными методами. В частности, подали в Выборгский городской суд иск к ОАО «РЖД».
«Объекты, построенные в рамках реконструкции железнодорожного участка «Каменногорск — Выборг», являются самовольными постройками, так как возведены с существенными нарушениями градостроительного законодательства и строительных норм и правил, в отсутствие разрешения на строительство, следовательно, подлежат сносу», — утверждают жители в иске. В частности, они требуют снести незаконно построенные здания, подстанции, линии электропередач, платформы, насыпи, железнодорожные пути и даже мост.
Доказывая, что все эти постройки были возведены именно в рамках проекта, который не прошел слушания и госэкспертизу, жители заказали строительно— техническую экспертизу, которая подтвердила их предположения.
Кроме того, в качестве доказательств истцы приводят письма из прокуратур разных уровней и Ростехнадзора, из которых следует, что незаконность строительства была установлена в ходе проверки этими надзорными органами. Более того, Ростехнадзор, а затем транспортная прокуратура признали ОАО «РЖД» виновным и наложил на него каждый по 500 тыс. руб. штрафа по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях (строительство, реконструкция без разрешения на строительство).
Жители обращают внимание суда на то, что строительство одноуровневых переездов там, где по нормам должны быть двухуровневые путепроводы, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Наконец, в иске отражены и экологические вопросы: в частности, «при строительстве моста через реку Тали подрядчик ООО «Регинжстрой» произвел распашку береговой полосы реки, а также размещение в ней отвалов размываемых грунтов; в результате главный инженер ООО «Регинжстрой» был привлечен природоохранной прокуратурой к административной ответственности».
Отзыв ОАО «РЖД» на иск выполнен в стиле «как смеют эти холопы жаловаться на пана». Вот, например: «Следует руководствоваться принципом разумности и добросовестности и осуществлять свои гражданские права в соответствии с их назначением, а не возводить в ранг грубого попирания конституционных прав и свобод личности нежелание этой личности воспользоваться одноуровневым пересечением автомобильной и железной дорог для посещения, в частности, органа местного самоуправления».
Требования истцов называются «откровенной глупостью»; РЖД заявляет, что истцы «злоупотребляют правом», и упирает на то, что «железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России», «а также по роду своей деятельности не нарушает права граждан, а, наоборот, способствует их реализации». То есть получается, что бы ни делало РЖД, это в принципе всегда благо — осталось только решить вопрос о канонизации.
По утверждению ответчика, указанные в иске «объекты возведены ОАО «РЖД» в рамках мероприятий, которые необходимо завершить при приостановке строительства для обеспечения безопасного движения поездов, жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей». То есть возведение платформ, подстанций, насыпей и даже прокладка второго пути (в чем, собственно, и заключается реконструкция) — это вовсе не строительство, а работы по обеспечению безопасности при приостановке строительства.
Будем надеяться, суд должным образом оценит доводы обеих сторон.