Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Оживление на кладбище

26 ноября 2013 16:40 / Общество / Теги: памятники, стройка

Очередной строительный проект на бывшем Фарфоровском кладбище продемонстрировал цинизм застройщика и готовность местных жителей снова выйти на митинги протеста.

Новое сооружение многофункционального комплекса хочет построить на месте бывшего восточного участка Фарфоровского компания «Ликострой», входящая в группу «Конрад». Это вторая попытка настойчивого инвестора все-таки застроить территорию бывшего исторического кладбища вопреки закону «О погребении и похоронном деле» и массовым протестам горожан. Похоже, что компания «Ликострой» назло всем хочет закатать в асфальт даже память о кладбище, существовавшем здесь почти с основания Петербурга. 

Новый туман на старом погосте 

О стройке стало известно в начале ноября, когда администрация Невского района сообщила об общественных слушаниях по новому проекту. Точнее, не столько даже по самому проекту, сколько по запросам застройщика на изменения параметров — «Ликострой» просит, чтобы ему разрешили нулевой отступ в пределах застраиваемого участка. Хотя нормами и правилами (СНиПами) для такого типа сооружений предусмотрены минимальные 10-метровые отступы от фундамента постройки до границы земельного участка. Изображения будущего здания появились в интернете и произвели эффект разорвавшейся бомбы — огромное, 40 метров высотой (как цинично сказал на слушаниях господин Каёкин, генеральный директор фирмы, не разрешили построить 24 метра — получите 40), пузатое как старинный докторский саквояж, нависающее над тротуарами сооружение горожане окрестили монстром.
 
Напомним: в январе этого года тот же самый застройщик начал вырубать деревья в сквере за кинотеатром «Спутник», готовя площадку под строительство. Тогда петербуржцы буквально легли под колеса машин и гусеницы бульдозеров и остановили стройку. Потому что участок, на котором уничтожались деревья, являлся частью исторического Фарфоровского кладбища. Решением Куйбышевского районного суда строительство на этом участке было признано незаконным. 
 
Летом этого года администрация Петербурга договорилась с владельцами спорного участка, отрезанного от сквера, что они возвращают его городу. Тогда же Марат Оганесян, вице-губернатор, провел выездное заседание на месте стройки с участием застройщика, после чего сообщил петербуржцам, что «все разрулено». Но, как оказалось сейчас, «разрулил» эту ситуацию господин Оганесян своеобразно: похоже, что он разрешил обиженным инвесторам застроить буквально в ноль весь оставшийся у них участок. О чем стало известно сейчас, когда застройщик и попросил нулевой отступ практически по всему периметру участка. Кстати, разрешение на отклонение застройщик имеет право попросить только в отдельных случаях: если участок меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных, если конфигурация или инженерно-геологические характеристики неблагоприятны для застройки. Но никаких данных об этом застройщик не представил. Отвечая на слушаниях на вопросы о нулевом отступе, Алексей Каёкин заявил, что просит этот отступ только для подземных этажей. 
 
Судя по документам, почти весь нынешний участок уйдет под застройку: вместо 20 % от участка новым зданием будет занято почти 90, вместо 36 % озеленения жители получат 1,3 %. 
   
Такие масштабы стройки на общественных слушаниях застройщик оправдывает решением суда. Действительно, в решении судьи Воробьевой есть фраза, что строительство разрешено только в пределах участка, на котором стоит «Спутник». Но в решении суда ни слова о том, что размеры фундамента здания могут почти совпадать с размерами участка.
 
В документах, представленных перед слушаниями, упоминаются ресторан, бары, бильярд, боулинг, кинотеатр, торговые помещения, которые появятся в новом здании. Защищая свой проект на слушаниях, Алексей Каёкин со слезой в голосе говорил о том, что компания планирует отдать часть площадей под крышей на нужды патриотического воспитания. «Мы делаем это за свой счет!» — на этой трогательной фразе глаза господина Каёкина начали блестеть от слез, а свист и хохот в зале достиг своего апогея. Но главные вопросы, конечно, появляются к самой идее нового строительства и колоссальным транспортным проблемам, которые получит эта территория. 

Машины потеснят гробы 

Новое здание, как рассказал на слушаниях Каёкин, будет построено не на старом фундаменте кинотеатра «Спутник», как предполагалось в ходе судебных заседаний. «Спутник» снесут, площадь фундамента существенно расширят. Новое здание, судя по представленным эскизам, буквально расползется по всей территории вплоть до тротуаров по улице Бабушкина, впритык к переулку Матюшенко, скверу Виноградова и Фарфоровому заводу. А это означает — с юридической точки зрения — новое строительство на кладбище! Потому что вся эта территория практически на 90 % находится в исторических границах кладбища. И даже если там не осталось ни одной косточки, строить здесь нельзя — согласно 8-ФЗ «О погребениях и похоронном деле». Пока стоят сооружения, возведенные до вступления в силу этого закона, это не считается нарушением закона. Как только вы их сносите — закон вступает в силу. 
 
Транспортная ситуация в этом месте тяжелая: улица Бабушкина здесь узкая. Перед пешеходным перекрестком всегда стоят десятки машин, а пробка на перекресте Бабушкина и Народной (в 50 метрах от перехода) рассасывается только ночью. Застройщик предлагает устроить на проезжей части островок безопасности для пешеходов — в результате машинам вместо четырех останется две полосы. Тротуары сузят до минимума, и пешеходы будут двигаться по ним гуськом. О какой безопасности может в этом случае идти речь, знает, похоже, только застройщик. 
 
Переулок Матюшенко, который сейчас используется фактически как пешеходный (по нему идут рабочие Фарфорового завода, сотрудники и посетители Невской администрации, жители окрестных домов), застройщик предлагает переделать в подъездную дорогу для своего комплекса — для въезда в подземный паркинг, для проезда грузовых машин. То есть неофициально владелец торгового комплекса фактически приватизирует общую дорогу. 
 
На общественных слушаниях господин Каёкин пытался разыграть транспортную карту в свою пользу: обещал разрешить местным жителям ставить свои машины ночью в подземный паркинг на льготный условиях. Пообещал выделить машино-места для ветеранов войны — тоже ночью. 
 
Но комплекс будет функционировать круглые сутки — как туда будут пробиваться местные жители и ветераны? И даже если кому-то повезет устроиться на освободившемся месте, с утра пораньше придется его освобождать. 
 
Большинство участников общественных слушаний встречало все слова Каёкина и его сторонников топотом и свистом. И напоминали об историческом кладбище, о транспортном коллапсе, который только усилится, о практическом отсутствии в этом месте зеленых насаждений и страшной загазованности. Сторонники проекта говорили, что им некуда пойти, что они хотят развлекаться рядом с домом. А господин Каёкин напирал на «патриотическое воспитание». 
 
Сотни писем с протестом против стройки получила администрация сразу по окончании слушаний.