Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Уставные отношения для уплотнителей

4 августа 2003 10:00

Уставный суд признал не соответствующим «городской конституции» - Уставу Санкт-Петербурга - новый вариант закона «Об инвестициях в недвижимость», в соответствии с которым законодатели существенно расширяли свое представительство в инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК). Это решение тут же поддержал спикер Законодательного собрания Вадим Тюльпанов: по его мнению, оно является «не политическим, а тщательно взвешенным». Остается, правда, неясным, когда именно его успели тщательно взвесить, ведь процесс по делу об ИТК мчался со скоростью курьерского поезда...




В прежние времена рассмотрение куда более очевидных и куда менее значимых для города вопросов в Уставном суде занимало не менее недели: вердикт в лучшем случае оглашался на третьем заседании. Здесь же на все про все хватило одного: судьям оказалось достаточно нескольких часов, чтобы разобраться в проблеме и вынести заключение. Именно поэтому у свидетелей этого события сложилось стойкое ощущение, что решение было подготовлено заблаговременно. И «взвешивали» его вовсе не в Доме юриста, где располагается Уставный суд. Но обо всем по порядку.
...Об уплотнительной застройке писано уже немало. Строительным компаниям выгодно возводить новые дома в обжитых микрорайонах, на месте детских площадок и зеленых зон: это позволяет сократить затраты как минимум на 20%. По идее, аппетиты застройщиков должны ограничивать нормативно-правовые акты, такие как генеральный план, закон о зонировании, реестры участков. Но на практике ничего этого в городе сегодня нет. Компании самостоятельно находят свободные «пятна» и самостоятельно же согласуют с чиновниками вопрос о том, что именно там можно возводить.
То есть, опять-таки по идее, при этом надо учитывать мнение жителей. Но механизм этого учета до недавнего времени не был определен. В общем, в каждом конкретном случае жителям приходилось самостоятельно изыскивать способы борьбы с уплотнением. Иногда, хотя и достаточно редко, эта борьба оказывалась успешной. Но как правило, побеждали все-таки застройщики...
Количество «горячих точек» увеличивалось с каждым месяцем, общественное напряжение росло, и в конце концов городские законодатели вынуждены были вмешаться в ситуацию. При этом даже самые безнадежные оптимисты понимали, что радикальное решение проблемы (разработка и принятие генерального плана, закона о зонировании и межевание участков) требует немалого времени. Заниматься этим, разумеется, необходимо, но параллельно требовалось принять некие пожарные меры: просто затем, чтобы за переходный период чиновники не успели раздать все имеющиеся «пятна».
Поэтому ЗакС, во-первых, принял законопроект «О регулировании градостроительной деятельности», в котором, в частности, определялся механизм учета мнения граждан при решении «строительных» вопросов, а во-вторых, изменил порядок формирования ИТК, увеличив представительство в ней депутатов. Которые, конечно, тоже далеко не ангелы. Хотя, с другой стороны, даже самый корыстный и расчетливый законодатель понимает, что, голосуя за заведомо непопулярные решения, касающиеся уплотнительной застройки, он рубит сук, на котором сидит. Ведь «уплотненные» избиратели могут затаить обиду и в следующий раз отдать свои голоса кому-нибудь другому...
В общем, принятые законы вселяли осторожный оптимизм. Правда, как оказалось в дальнейшем, - зря. После того как законодатели разошлись на летние каникулы, и.о. губернатора Александр Беглов наложил вето на закон «О регулировании градостроительной деятельности». Так что в лучшем случае он вступит в силу лишь осенью. Что до закона, связанного с формированием ИТК, то на него тоже было наложено вето. А после того, как оно было депутатами преодолено, последовало обращение в Уставный суд, который - что до сих пор случалось нечасто - встал на сторону администрации. Суд категорически запретил депутатам вмешиваться в деятельность губернатора, параллельно понизив статус ИТК: если раньше ее решения оформлялись распоряжениями главы исполнительной власти, то теперь они носят лишь «рекомендательный» характер.
Таким образом, г-н Беглов фактически получил возможность распоряжаться городской собственностью и земельными участками под застройку по своему усмотрению. Впрочем, не будем наивными: очевидно, что он не является самостоятельной фигурой, и получил место и.о. лишь затем, чтобы благополучно передать власть будущему губернатору. Да и регулярные консультации г-на Беглова с полпредством президента не являются тайной. В общем, решение УС наглядно демонстрирует, какой объем властных полномочий, по всей видимости, хотел бы иметь «основной кандидат» на губернаторский пост и какую политику он намерен проводить в будущем.
«Это решение лишает граждан любой возможности как-то влиять на процесс нового строительства», - грустно констатирует вице-спикер ЗС Юрий Гладков. «Не вижу, в чем мы нарушили городской устав и федеральный закон, дающий нам право устанавливать порядок распоряжения собственностью, - добавляет его коллега, член ИТК Андрей Черных. - Что же, будем принимать закон, который запретит целевое предоставление участков под застройку, все - на тендер».
Планы эти хороши, но опять же раньше осени им не суждено реализоваться. А до той поры «уплотнители» могут вздохнуть свободно: им более ничего не мешает. И если вдруг очередное «уплотнение» начнут под окнами кого-либо из судей Уставного суда, в ответ на предъявленные претензии ему логично ответят: отойдите, гражданин, не мешайте работать, мы всё делаем по Уставу Санкт-Петербурга...

Виктория РАБОТНОВА