Тендер на замещение итк
Отдохнув и набравшись сил, городские депутаты наверняка уже в сентябре примут закон, упраздняющий инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК). Заявление о подобном намерении после проигранного в Уставном суде процесса было сделано сразу несколькими парламентариями. Сегодня в кулуарах обсуждаются возможные варианты будущего законопроекта. Единственное, что пока остается неясным, - как будет проистекать инвестиционно-строительный процесс в Петербурге без этой по-своему анахроничной и антирыночной, но значимой административной структуры.
Ситуация вокруг ИТК чем-то напоминает известную басню про лебедя, рака и щуку. Все три вице-губернатора, возглавляющие комиссию, - Вахмистров, Ветлугин и Назаров на протяжении последнего года без устали говорят о том, что ее следует упразднить. Вот только на практике лишь последний из них решил подкрепить собственные слова делом. Еще до возникновения кризиса он попросту перестал посещать заседания ИТК. Копятся «прогулы» и после возобновления ее работы, уже в новом, пониженном статусе. Двое других не только эти заседания исправно посещают, но и старательно «проводят» через комиссию «свои» фирмы. Хотя и признают, что ИТК в силу своего распределительного характера - орган чуждый рыночной экономики, а схема подготовки и принятия решений противоречит некогда провозглашенной Яковлевым «открытой политике». Кроме того, есть и еще один минус данной структуры. Здесь решения принимаются коллегиально, путем голосования, а значит, персональной ответственности за них никто не несет.
Как известно, ИТК занимается рассмотрением различных инвестиционных проектов, связанных со строительством и реконструкцией объектов, выделяет пятна конкретному претенденту-застройщику. Кроме того, здесь рассматривают возможность выделения объектов различным социально ориентированным организациям. Существует еще одна немаловажная часть деятельности ИТК. Ее специалисты из профильных комитетов готовят инвесторам весь пакет документов, включающий различные согласования (СЭС, пожарные и пр.), необходимые для выхода в свет соответствующего распоряжения губернатора. Вещь это довольно муторная.
Так что же предлагается взамен ИТК, кто возьмет на себя ее функции? С выделением земельных участков все более-менее ясно. В Уставе города четко прописано, что они должны реализовываться на открытых торгах, институт ИТК должен подключаться лишь в исключительных, особенно тяжелых случаях (до сих пор все было с точностью до наоборот). Хотя и в данном случае на то, чтобы поставить торги на конвейер, понадобится время.
Безвозмездное выделение объектов будет оформляться распоряжением губернатора, которое будут готовить специальные, в т. ч. районные, службы, это понятно. А вот что делать с объектами под реконструкцию, выделяемыми сегодня целевым назначением на инвестиционных условиях? На торги их не выставить по многим причинам. Во-первых, здесь требуется индивидуальный подход, причем как к самому зданию, его ценности для города, так и к оценке возможностей инвестора. Во-вторых, торги в подобных случаях зачастую просто невозможно провести: к таким объектам в силу разных причин проявляется интерес лишь у одного соискателя. Рассмотрев его предложение, следует либо согласиться на него, либо отвергнуть.
Ходят слухи, что взамен ИТК появится структура с совещательным голосом для губернатора, состоящая из уважаемых экспертов, деятелей культуры и искусства, специалистов КГИОП и т. д. Большая открытость работы при подобной схеме появится, но вот насчет эффективности уверенности нет.
И все-таки главное предложение Назарова у многих даже его ярых сторонников вызывает, мягко говоря, недоумение. Он предлагает заняться формированием инвестиционных пакетов самим бизнесменам, аргументируя свою инициативу тем, что «не государево это дело». «Они гораздо быстрее смогут получить все необходимые справки и согласования, ведь чиновники будут в этом тоже заинтересованы», - уверяет вице-губернатор. Фактически, если называть вещи своими именами, председатель КУГИ предлагает узаконить мздоимство чиновников? Не подмажешь - не поедешь? Куда мы так можем прикатиться, несложно представить.
Как бы там ни было, возможное упразднение ИТК наверняка повлияет на ситуацию в инвестиционно-строительном комплексе города. Особенно если это произойдет до того, как будут разработаны новые, более эффективные механизмы, способные выполнять ее нынешние функции.
Леонид ПАНЧЕНКО