Гжатский гамбит
Гаражники пострадали от махинаций с землей?
Бывшие владельцы гаражей кооператива «ПО-7» в очередной раз пытаются добиться правды у государевых людей — отправили челобитную врио губернатора Полтавченко и прокурору Петербурга. В 2011 г. ООО «Скит» уничтожило 752 домика для машин по адресу Дорога на Турухтанные острова, 5. Снос гаражей проходил ночью при полном равнодушии вызванной собственниками милиции. При этом в разрушенных боксах было уничтожено личное имущество граждан, в том числе и автомобили. По данному факту возбудили уголовное дело, за три года прочно вросшее в землю. Между тем активисты-гаражники откопали интересные факты о том, что «Скит» обвел вокруг пальца не только их, но и городские власти. Если, конечно, предположить, что чиновники не согласились обмануться сознательно…
28 июля 2011 г. ночью начался снос гаражей «ПО-7» на дороге на Турухтанные острова. Владельцы боксов предупреждали милицию и надзорные органы заранее, вызывали правоохранителей во время уничтожения их собственности. Но силовые ведомства и не подумали защищать собственность российских граждан.
Постфактум, правда, согласились возбудить уголовное дело. Всего через пару месяцев, в октябре 2011-го, губернатор Полтавченко, отвечая на запрос председателя Законодательного собрания Тюльпанова, пишет: «В ходе оперативно-розыскных мероприятий установлено, что руководство по сносу гаражей осуществлял Бельдий А. В., который организовал аренду и доставку специальной техники на земельный участок. Заказчиком строительных работ являлся Юрченко И. Ф. — сотрудник ООО «Скит на Турухтанных островах», который 30.07.2011 задержан по подозрению в совершении данного преступления, ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде».
То есть уже через два дня после сноса было известно, кто и в чем виноват! Далее Полтавченко сообщает, что «по делу проводятся необходимые следственные действия». Так вот, эти действия уже растянулись на три года, и конца-края им не видать. Последний раз гаражники интересовались результатами расследования этой весной, им ответили очередной отпиской: продолжаем, мол, копать.
Незаконный закон
Параллельно с «расследованием» бывшие гаражники обращались в суды. Сами они оценивали материальный ущерб тысяч в 700 за каждый гараж. Суд давал им компенсацию в 20–40 тысяч.
Суммы были бы иными, если бы питерские суды признавали гараж капитальным строением. Но городская практика однозначна: гараж считается «движимым», даже если это бетонный бокс в секции, который невозможно перевезти, не разрушив.
Заметим, что во всех других регионах Российской Федерации вместо этой практики работает статья 130 Гражданского кодекса, где прямо записано: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства».
Чтобы дать незаконной практике хоть какое-то оправдание, петербургский ЗакС даже принял специальный закон № 585-115 «О мерах по
обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга». Тут гараж не стесняясь обозвали «временным (некапитальным) сооружением». Несмотря на то что это очевидно противоречит федеральному законодательству, ни депутаты не пытались внести в закон поправки, ни пострадавшие гаражники оспорить его в суде. В оправдание последних стоит сказать, что самые масштабные сносы — на Парнасе и на тех же Турухтанных — произошли раньше принятия 585-го закона, поэтому для них этот вопрос не принципиален.
Тем не менее пока что закон действует, а значит, все владельцы гаражей в Петербурге — его потенциальные жертвы.
Пожертвовать пешкой
Пытаясь эффективно защитить свои права, гаражники с Турухтанных обнаружили, что «Скит» не только лишил их собственности, но и проводит странные манипуляции с землей.
В 2008 г. ООО «Скит» выиграло тендер на право заключения договора аренды пяти земельных участков под строительство паркингов. (Впоследствии этот конкурс рассматривала Антимонопольная служба и предупредила чиновников, что впредь так делать не стоит; хотя и не отменила результатов торгов.) Через месяц ООО «Скит» создает четыре дочерние фирмы: ООО «Скит на Гжатской», ООО «Скит на Ситцевой», ООО «Скит на Турухтанных», ООО «Скит на Дунайском». А затем, при полном согласии Комитета по управлению городским имуществом, переоформляет на каждое из них по одному участку (соответственно, «Скиту на Гжатской» достается участок на улице Гжатской и т. д.). Самому «Скиту» остается пятый участок на Петергофском шоссе.
Но финт не в самом переоформлении аренды, а в том, как распределилась арендная плата! Когда участки разделили между пятью формально независимыми фирмами, изначальная ставка арендной платы распределилась на пятерых арендаторов. Вот только распределилась она не поровну, а с чудовищным перекосом! Стоимость аренды участка на Гжатской увеличилась по сравнению с первоначальной… в 53 раза: с 292 рублей за кв. м до аж 15,5 тыс. руб.! При этом для остальных четырех ООО плата существенно снизилась: например, на Турухтанных — в шесть раз, с 182 руб. до 30 р. 47 коп.
И хотя общая сумма арендной платы как будто не изменилась, но фактически «Скит на Гжатской» должен был платить большую часть аренды за другие четыре фирмы. Величина перекоса связана с тем, что на Гжатской участок относительно маленький — всего 9 тыс. кв. м, а остальные намного больше: на Турухтанных — 37 тыс. кв. м, а на Ситцевой и Петергофском шоссе — более 60 тыс. кв. м.
Обнаружив такую странность в распределении арендной платы, адвокат гаражников Владимир Алексеев принялся оповещать надзорные органы: явно искусственный перекос наводил на самые неприятные подозрения. И оказался прав: ООО «Скит на Гжатской» вообще не платило арендную плату. В то время как четыре других «Скита» пользовались землей за копейки, КУГИ пыталось стребовать со «Скита на Гжатской» задолженность в полмиллиарда рублей! Безуспешно, потому что денег у этой пожертвованной пешки не было и не должно было быть.
Этим летом третья инстанция арбитража подтвердила право КУГИ расторгнуть со «Скитом на Гжатской» договор аренды. Видимо, получить долг с этой фирмы КУГИ так и не сможет. По закону владельцы ООО не отвечают по его долгам. Значит, «Скит на Гжатской» разорится, зато четыре огромных участка останутся в аренде других «Скитов» по бросовым ценам.
Несмотря на то что выгода для владельцев ООО «Скит» от этой схемы очевидна, силовые ведомства упорно не видят в ней преступного умысла. В ответе на заявление Владимира Алексеева прокуратура Петербурга утверждает, что «при заключении соглашений КУГИ была допущена ошибка в части исчисления и распределения суммы арендных платежей». Хорошенькая «ошибка» — город прокинули минимум на полтора миллиарда!
Не в паркинге дело
На месте снесенных гаражей «Скит на Турухтанных» за три года лишь начал строить небольшой двухэтажный паркинг, который смотрится дико на фоне окружающего огромного пустыря. Очевидно, что ради этого не было необходимости уничтожать имущество сотен петербуржцев.
Но даже это скромное сооружение в отличие от гаража является капитальным строением. А значит, «Скит» получит преимущественное право продления аренды земельного участка, а то и выкупа его в собственность. Что говорит о том, что никакого желания строить паркинги, вполне возможно, не было с самого начала — а было лишь желание завладеть землей. Гаражники же оказались в этом процессе разменной монетой.
Настало ли уже время назвать вещи своими именами — будет ясно из ответов прокуратуры города и губернатора Полтавченко, у которых гаражники в очередной раз потребовали разобраться в этой истории.