Компромисс с заказниками
Дирекции ООПТ приходится лавировать в чиновничьем мире, чтобы иметь возможность создавать хоть какие-то природные территории
В прошедшую среду в Выборгском районе прошли слушания по обсуждению проекта создания двух особо охраняемых природных территорий (ООПТ): в парке «Сосновка» и в Левашовском лесу. Дирекция ООПТ Петербурга представила свои планы по этому поводу: Сосновку предлагается сократить в два раза по сравнению с предложениями генплана, а Левашовский лес – в четыре раза увеличить.
Однако, по словам директора дирекции ООПТ Татьяны Ковалевой, любые проекты создания заказников, даже самых маленьких, вызовут сопротивление чиновников различных городских комитетов.
Начали с памятника природы «Истоки Муринского ручья» в парке «Сосновка», который, как уже писала "Новая", собираются сделать в два раза меньше, чем запланировано генпланом: 134 гектара вместо 302.
На природный парк денег не дадут
На вопрос депутата ЗакСа Петербурга Татьяны Захаренковой, что мешает включить в памятник природы все-таки весь парк, директор дирекции ООПТ Татьяна Ковалева высказалась однозначно: «Та часть, которую мы предлагаем не включать в ООПТ, больше используется для рекреации, в отличие от болотистой части, которую стоит охранять с природной точки зрения. Это компромиссный вариант между нами и Комитетом по благоустройству, который и менее освоенную часть, которую мы собираемся включить в ООПТ, не захочет отдавать».
Надо сказать, что такая позиция устраивает далеко не всех экспертов. Например, Василий Нешатаев, представлявший на слушаниях секцию лесоведения Российского ботанического общества, заявил, что в ООПТ следует включить всю территорию парка – так, как это изначально предлагалось генпланом. Разделение парка на охраняемую и неохраняемую части безосновательно, в том числе потому что краснокнижные виды обитают в обеих частях парка. Соответствующее заявление от своей секции Нешатаев передал в президиум на слушаниях.
Схожую позицию высказал и представитель центра экспертиз ЭКОМ Дмитрий Остряков: по его словам, не включать в ООПТ старовозрастные сосновые леса в западной части Сосновки – абсолютно необоснованный шаг.
В конце концов Татьяна Ковалева согласилась, что создать в Сосновке не просто памятник природы, а природный парк было бы оптимальным решением. В таком случае можно было бы включить в него всю территорию Сосновки, разделив ее на разные зоны: одну более дикую, другую – предназначенную для отдыха граждан. Но, по ее словам, не стоит труда даже предлагать подобный вариант Комитету по благоустройству, ведь бюджет не потянет таких расходов.
«На мой взгляд, это неквалифицированное суждение, – считает Дмитрий Остряков. – Никто пока не пробовал посчитать реальные расходы на создание памятника природы в Сосновке. Особенно странно это звучит из уст директора дирекции ООПТ, которая, по идее, должна лоббировать наилучшие решения, а вместо этого сдается без боя».
Между тем все участники слушаний согласились, что находящееся в центре парка стрельбище оказывает значительное негативное влияние на природу Сосновки. Во-первых, животным мешает шум выстрелов; во-вторых, ЭКОМ заказал экспертизу почвы в окрестностях стрельбища и обнаружил превышение ПДК по свинцу в 270 (!) раз.
«Верхний слой почвы прямо за забором стрельбища состоял практически исключительно из свинцовой дроби, которая уже в течение нескольких лет перелетает через забор, – рассказывает Остряков. – Свинец с дождями попадает в окружающие водоемы, оказывая на обитающие в них организмы сильное негативное воздействие».
Наперекор комитетам
Слушания по Левашовскому лесу, начавшиеся сразу за слушаниями по Сосновке, прошли в куда более дружественной атмосфере: здесь между дирекцией ООПТ, общественностью и экспертным сообществом определенно обнаружилось согласие. Вот только оптимизма было мало.
В генплане площадь Левашовского леса составляет около 700 га. Однако дирекция ООПТ по результатам исследований, проведенных в 2009–2010 годах, предложила увеличить размеры заказника до 2784 га – на основании высокой природной ценности территории.
Левашовский лес – самый глухой уголок Петербурга (не зря в центре потенциального заказника располагается озеро Глухое), здесь произрастают старовозрастные деревья, обитает множество видов животных, растений и птиц, в том числе занесенных в Красную книгу.
К сожалению, теперь эту территорию рассек Западный скоростной диаметр, но будущий заказник все еще представляет большую ценность, тем более что через трассу, по мнению дирекции ООПТ, проложено достаточно зверопереходов, которые позволяют считать Левашовский лес единым целым.
Эксперты и общественники безоговорочно поддержали идею увеличения заказника. Беда только в том, что на пути его создания будет стоять множество противников.
По словам Татьяны Ковалевой, Комитет по благоустройству считает, что раз на этой территории находятся городские леса, то она и так достаточно защищена, и никакой дополнительной защиты в виде ООПТ здесь не требуется. Эксперты полагают, что такое мнение комитета как раз говорит о том, что на эти земли у чиновников могут быть другие планы: по закону, площадь городских лесов должна оставаться неизменной. Но при этом леса можно «перемещать» с места на место: одну территорию исключать из площади лесов, включая другую. Если же Левашовский лес станет единым ООПТ, применение такого финта станет невозможным.
«Боюсь, что мы не найдем сторонников и в других комитетах: по градостроительству и архитектуре, по земельным ресурсам. ООПТ мешает городу, и мы должны это учитывать, – заявила Татьяна Ковалева. – К счастью, у нас есть и союзники, в том числе в городском парламенте.
Дирекция ООПТ будет готовить проект постановления правительства о создании заказника «Левашовский лес», но прежде, чем браться за это, по мнению Ковалевой, необходимо включить соответствующие изменения в генплан: сначала площадь ООПТ должна увеличиться в главном планировочном документе. Для этого дирекция уже внесла соответствующую поправку.
Однако необходимость сначала менять генплан вызывает сомнения экспертов.
«Это некое ритуальное действие, – считает руководитель Центра ЭКОМ Александр Карпов. – Порядок создания ООПТ определен федеральным законодательством, и генплан в этом порядке не упоминается. ООПТ устанавливает исполнительная власть по результатам исследований. И затем территории уже созданных ООПТ отображаются в генплане, являясь основанием для дальнейшего функционального зонирования. То есть порядок обратный: не генплан устанавливает границы ООПТ, а существующие ООПТ определяют, какие зоны на их территории может установить генплан».
На вопрос корреспондента «Новой», возможно ли подобие торга между дирекцией и Комитетом по благоустройству: уменьшить площадь заказника в Сосновке, но увеличить Левашовский лес, Татьяна Ковалева ответила однозначно: нет, не возможен. Хотя наблюдатели отмечают, что это может быть лишь официальная позиция.
Между тем ЭКОМ и независимые общественные активисты собираются как поддерживать своими поправками увеличение ООПТ в Левашовском лесу на проходящих сейчас по всему городу слушаниях по генплану, так и бороться против уменьшения памятника природы в парке «Сосновка».
«Призываем всех неравнодушных граждан поддержать на слушаниях своими поправками увеличение площади заказника «Левашовский лес», – заявил Дмитрий Остряков. – Чем больше будет поправок, тем сильнейшее влияние мы окажем на чиновников».