Мусорные лоббисты
Фото: Салима Сафарова. Мусорное шоу Славы Полунина

Мусорные лоббисты

19 февраля 2015 10:45 / Расследование

Казалось бы, какое дело обывателю до закона "Об отходах производства и потребления", который вступил в силу 1 января 2015 года. Но в стране, где только из 20 процентов мусора получается что-то полезное, а остальное оседает на территории, сравнимой с величиной средней европейской страны, эта проблема касается всех.

Как у нас

Времена, когда пионерские отряды соревновались в сборе металлолома, а граждане часами стояли, чтобы за 20 кг макулатуры получить томик "Королевы Марго", канули в Лету. В 90-е на переработке вторсырья поставили крест: у людей перестали принимать стеклотару и макулатуру, а импортная пластиковая упаковка стала настоящей бедой. Самые инициативные приспособились воровать и сдавать цветной и черный лом, остальное – бутылки, упаковки и прочее – складировалось на мусорных полигонах и стихийных свалках. За десятилетия накопилось 90 миллиардов тонн непереработанных отходов.

Как у них

Например, американская домохозяйка, прежде чем выбросить мусор, сортирует его: что-то раскладывает по разным контейнерам, что-то сдает в приемные пункты, расположенные на автозаправках, у супермаркетов, то есть в самых доступных местах. В Европе с этим еще проще: производители упаковки и магазины обязаны организовать ее обратный прием и переработку. В торговых центрах стоят автоматы для стеклянных и пластиковых бутылок, жестяных банок. Получив от автомата чек и предъявив его на кассе, можно хорошо сэкономить. В Дании стеклянная пивная бутылка используется до тридцати раз, в Швеции никто не выбросит в урну бутылку или банку ценой в крону.

Увидев зеленую загогулину в кружочке на практически любой импортной вещи, россиянин должен знать: он уже оплатил утилизацию ее упаковки. Но беда в том, что за переработку картонной коробки, например от телевизора, мы платим там, в Европе, а догнивать она будет на необозримых российских просторах. Чиновники из Минэкономразвития как-то забыли утрясти этот вопрос, когда мы вступали в ВТО, хотя договаривались о присоединении 18 лет.

Отвезти подальше, закопать поглубже

Глава Министерства природных ресурсов Сергей Донской был потрясен количеством несанкционированных свалок – 76 тысяч! На селекторном совещании он набросился на особо отличившихся чиновников из Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов: "Борьба с мусором не должна ограничиваться только строительством новых полигонов и мусоросжигательных заводов. Земли у нас, в России, конечно, много, но мы не планируем превращать ее в одну большую свалку".

Но даже тогда он не задался вопросом: а почему, собственно, эти свалки несанкционированные? Вполне себе разрешенные свалки, причем на законодательном уровне. Депутаты Государственной Думы в 2008 г. отменили любое лицензирование в сфере обращения с отходами V класса опасности, а затем, в 2011 году, и отходы I–IV классов оказались без надзора. В результате страна получила тысячи никем не контролируемых стихийных свалок. По данным Минприроды, размер ущерба, нанесенный окружающей среде в связи с таким размещением отходов, только за прошлый год составил почти миллиард рублей.

Каждый житель Петербурга в месяц платит 3,56 руб. с квадратного метра своей жилплощади "за вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО", причем из них 2,53 руб./кв. м приходится на вывоз, а 1,03 руб./кв. м – на утилизацию. Собрав деньги с жильцов, управляющая компания может заключить договор с кем угодно, лишь бы сэкономить. А так называемые серые перевозчики, которые довозят мусор до ближайшей полянки, предлагают цены на 40–50% меньше, чем легальные, имеющие договоры с мусороперерабатывающими заводами и полигонами.

Сейчас чиновники пытаются убедить население, что тариф несовершенен: включает только плату за вывоз, а не за переработку или захоронение твердых бытовых отходов. Но мало того, что за утилизацию упаковки от импортных товаров мы уже заплатили в той стране, откуда их привезли, но и за отечественные отходы с нас взыскивают по полной схеме.

Где деньги, Зин, от шин?

Так, в 2012 г. был введен утилизационный сбор для лиц, "ввозящих колесные транспортные средства из-за границы". За год было собрано более 10 млрд рублей, и через год вдохновленные чиновники еще немножечко переписали закон. С 1 января 2014 г. сбор теперь берут и за авто, произведенные в РФ, а также взыскивают со всего транспорта, ввозимого в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза.

По мнению авторов закона, это уравняло в правах отечественных производителей и импортеров… В 2014–2016 гг. с автомобилистов планируется взять уже… 383 млрд руб. Пока никто не отчитался, как расходуются эти астрономические суммы, ведь бывшие в употреблении шины по-прежнему вывозятся на свалки. Для сравнения: в Евросоюзе с 2006 года законодательно запрещено сжигать или закапывать в землю использованные автопокрышки, их можно только утилизировать.

Кстати, аналогичный сбор ввел Янукович на Украине осенью 2013-го. Потратить деньги на строительство заводов по переработке шин не успели. А как горели покрышки на Майдане, показывали все телеканалы мира. Сбор отменили через полгода по требованию активистов Автомайдана.

Сначала было слово

Новый закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ, а точнее, история его создания напоминает детективный сюжет. Дмитрий Медведев, тогда еще президент, поручил правительству Владимира Путина подготовить закон, обязывающий производителей и импортеров отвечать за утилизацию упаковки. Но участники парламентских слушаний, спорившие, нужен ли отдельный закон об упаковке или достаточно только поправки, удовлетворились поправкой, которую правительство внесло на рассмотрение в Думу всего лишь… через год. Заработать поправка должна была с 1 января 2012 г. Но дальше – тишина.

Сменился состав Госдумы, поменялись местами премьер и президент, сотнями штамповались запретительно-политические акты, и наша поправка, казалось, затерялась в этой "законодательной вермишели". Нет, работа над ней продолжалась, творцы преодолевали разногласия. На совещании в конце 2012 года у зампреда правительства Аркадия Дворковича решили в этой сфере ввести институт саморегулируемых организаций. Сроки доработки закона были жесткие – неделя.

Прошел год. В декабре 2013 г. на сайте Минприроды наконец появился Проект поправок к законопроекту, где право работать на российском мусорном рынке, закреплялось только за членами СРО. Но битва вокруг мусора не прекращалась – возникали и отпадали разные варианты. Этот процесс плавно перетек в 2014 год, когда по просьбе Минприроды к поправке решили вернуться в конце года.

Follow the Money

Кому выгодна мусорная законодательная неразбериха? Наверно, в первую очередь производителям, импортерам и продавцам упакованных товаров, среди которых много зарубежных фирм. Насколько это мощное лобби, можно судить по количеству объединений "по интересам". На российском рынке работают члены Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Национальной конфедерации упаковщиков, Европейской ассоциации производителей портативных батареек и прочая, и прочая. "Лоббизм есть всегда, мы не стерильны, – посетовал Дмитрий Медведев. – Есть такие законы, которые у нас в Думе по 10–12 лет болтаются – и ничего…"

По требованию президента до конца осенней сессии (2014 г.) депутаты обязаны были решить, какой из вариантов закона принять. Авторы поправок предлагали исключить из законопроекта положение о саморегулировании отрасли, снова ввести лицензирование, а также наделить эксклюзивными полномочиями на 10 лет некоего монополиста в статусе "регионального оператора по обращению с отходами". Причем всем остальным запрещалось работать в зоне его деятельности без заключения договора с ним.

На роль же федерального мусорного оператора претендовала Государственная корпорация "Ростех". Ее гендиректор Сергей Чемезов еще в ноябре прошлого года направил прошение президенту, где сообщил, что у корпорации появилась профильная "дочка" – "Национальный экологический оператор", которая готова развивать соответствующие производства и создавать рабочие места. На все это нужно немного: господдержка в размере тридцати миллиардов рублей. Письмо и очередной проект закона рассматривались в различных ведомствах, хотя Федеральная антимонопольная служба, похоже, ими не заинтересовалась. Из этого варианта была практически исключена обязанность производителей и импортеров товаров в упаковке по их утилизации. Вместо этого вводился экологический взнос, входящий в стоимость всех, а не только упакованных товаров. Примерную сумму поступлений от него в 2015 году чиновники оценили в 30 млрд руб. Ровно столько запросил на свои нужды "Ростех".

Получается, что поправки к действующему закону, первоначально призванные стимулировать коммерческую деятельность в области обращения с отходами, теперь просто приведут к росту налогов. И платить мы будем трижды! Во-первых, мы давно уже финансируем в ЕС утилизацию всех товаров в упаковке, поступивших на российский рынок и отмеченных знаком "Зеленая точка". Во-вторых, экологическим взносом мы просто обогатим бюджет на 30 миллиардов. И наконец, если министр строительства и ЖКХ Михаил Мень убедит законодателей в том, что граждане оплачивают только вывоз мусора, а не весь цикл обращения с ним, то квартплата вырастет в среднем на 12%.

Когда в последний перед каникулами день работы Думы, 23 декабря, депутаты наконец добрались до закона, из него исчезло даже упоминание об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. В час голосования – когда за 60 минут принимают до десятка законов – думцы приняли и этот закон сразу в двух чтениях, а потом отправились на каникулы. Он в тот же день поступил в Совет Федерации, где был одобрен уже 25 декабря, хотя сенаторы официально тоже были в отпуске. В канун Нового года закон подписал президент.

Что же в итоге трехлетнего законотворчества? Изменена терминология: утилизация – это наконец-то использование, а не захоронение, ТБО теперь называется ТКО, то есть "твердые коммунальные отходы". Запрещено захоронение, но не сжигание полезных компонентов, а также применение ТКО для рекультивации земель и карьеров. Вводится экологический взнос и лицензирование деятельности с отходами I–IVкласса опасности, но остается совершенно нерегулируемым весь цикл обращения с отходами V класса, к которым относится бытовой мусор.

Коррупционные щели, точнее, дыры этого документа видны невооруженным глазом. Так, лицензирование должны проводить чиновники, в то же время "серые" перевозчики смогут спокойно работать с практически неопасными отходами, а об институте регионального оператора все было сказано выше. За бортом остался бизнес, объединившийся в СРО, и "Ростех", претендовавший на роль федерального оператора по обращению с отходами.

Говорят, что интересы последнего активно лоббировали некоторые члены СФ, но встретили сопротивление в администрации президента.

3 комментария:

Ребята, ну с этим же надо что то делать? Автор, разработай, возможно сообща с экологами, юристами и общественностью инициативу по этому поводу и кинь её на сайт Российской общественной инициативы и начни продвигать её. Это же не может продолжаться вечно!

наших чиновников интересует только то, как нахапать побольше бабла и прикрыть свои Ж... при этом !это, конечно, уже давно известно..и уже кажется,что "ну куда уже наглеть то"!а нееет!!оказывается еще есть"куда"..

Уважаемые читатели, я автор, спасибо за отклики, но журналист не может разрабатывать законы для этого есть люди, которым за это платят деньги и, наверно, немалые. Если хотите узнать, как они это делают, то вот мой подробный материал в специализированном издании - http://roshlam.ru/news/russia/othodi-v-dohodi-ili-v-polya
Задача журналиста - показать проблему, что я и делаю в меру своих возможностей. Еще раз спасибо за проявленный интерес к проблеме, работу над ней я продолжаю..

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.