Город странных мечей

29 октября 2003 10:00

Фантасты бывают разными: классическими - вроде Роберта Шекли и не очень - вроде Милорада Павича. Премии у фантастов тоже бывают разными: от «Бронзовой улитки», которую отдает, сообразуясь со своими вкусами, Борис Стругацкий до чуть более объективной в оценках «Аэлиты». Однако городу Питеру ближе всего премия собственная, вручаемая конгрессом фантастов России - «Странник». В субботу в Доме композиторов прошла юбилейная, десятая по счету, церемония вручения «Странника».




Ох уж этот Роберт!


«Новая газета» нынешний конгресс пропустить ну никак не могла: вроде своим он получился. Постоянный обозреватель «НГ» Борис Вишневский в минувшую субботу презентовал городу и миру книжку собственного сочинения «Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда». «Нет, конечно, в газете я писать об этом не буду», - скромно признался он. Первая в России книга о любимых писателях, книга, «написанная благодарным читателем для других благодарных читателей», глотается на одном дыхании.
По идее, на этом обзор конгресса можно было бы и завершить. Но ради приличия надо сказать, что пятница и суббота запомнились поклонникам фантастики и другими событиями. Опустим детали и перейдем к главному событию пятницы - вручению «Мечей» - премии, которой оценивают популярность произведения. В порядке очередности: Меч Руматы (героико-романтическое произведение): Елена Хаецкая «Бертран из Лангедота»; Меч в зеркале (в жанре альтернативной истории): Юрий Брайдер, Николай Чатович «Боль в башке»; Лунный меч (мистика, ужасы): Марина и Сергей Дяченко «Долина совести»; Меч в камне (фэнтези): Ольга Елисеева «Сокол на запястье».
Суббота же началась в киноцентре «Родина» - выставкой «Самые фантастические художники мира». Книжные иллюстрации сменили формат и стали самодостаточными... или не стали. По крайней мере, отнюдь не все работы понятны, если вы не успели прочесть то или иное творение Никитина или Столярова. С другой стороны, отказать Андрею Карапетяну, конструктору прокатного оборудования, или Лео Хао (Алексею Шамровскому), маркетологу, реставратору и гробовщику, в отсутствии фантазии тяжело. Вообще начинает казаться, что в этих стенах погибают талантливейшие мультипликаторы...
Впрочем, перекинем этот дилетантский взгляд на следующее событие конгресса - дискуссию Роберта Шекли и Милорада Павича, которой, к сожалению, Петербург не увидел. Павич заболел, а потому представлять Европу в дискуссии «Америка versus Европа» пришлось итальянскому издателю и писателю Роберто Квалья.
Шекли сразу попытался задать тон встрече, заявив, что Америке катастрофически не хватает руин, которыми изобилует Европа. И посетовал: вместо того чтобы завоевать Италию с Францией и поставлять в Штаты произведения искусства, Америка занимается захватом Афганистана и Ирака, с которых и взять-то нечего. И Квалья вроде поддержал оппонента... Однако российская публика была таким ходом событий не очень довольна и продолжала атаковать писателей вопросами о будущем мира и противостоянии христианства с исламом. Шекли не сдавался и говорил, что, наверное, должен не спать ночами, размышляя о судьбах планеты, но все больше почему-то думает о том, что будет на завтрак-обед-ужин... В итоге расстались таланты и поклонники при своих.
И тем же субботним вечером при своих «Странниках» оказались ведущие российские фантасты. Святослав Логинов получил премию в крупной форме за роман «Свет в окошке», Елена Хаецкая награждена за повесть «Прах», в малой же форме победителем оказался Леонид Каганов и его рассказ «Эпос хищника». В жанре критики лучшим признали Геннадия Прашкевича и его «Малый бедекер по НФ», а Андрей Лазарчук сорвал лавры за перевод романа Хайнлайна «Пройдя долиной смертной тени». В общем, все оказалось более-менее предсказуемо. Вот только дождь сорвал воскресную прогулку фантастов по рекам и каналам.

А.К.