Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Отгрызли для Вексельберга

29 марта 2015 14:21 / Экономика / Теги: власть, градозащитники, памятники

Из границ зеленого памятника – Петровского парка – исключили территории, облюбованные под строительство элитного комплекса. Город пожертвовал не только частью наследия, но и соображениями безопасности: базировавшееся тут госпредприятие, отвечающее за ликвидацию разливов нефти, очистку рек и каналов, послали так далеко, что в случае ЧП помощь подоспеет не раньше чем через пару часов.

Пришел, отжал, поднялся

КГИОП утвердил границы и режимы использования территории памятника регионального значения "Петровский парк". Рядовое, казалось бы, распоряжение – которое не сразу и обнаружишь на сайте комитета (раздел "Новости" пополнять информацией о нем не посчитали нужным), разве что особо дотошные откопают в толще "документов". Черт, как известно, кроется в деталях: сопоставление существовавших до сих пор и вновь утвержденных границ выявляет ощутимую потраву.

Исключенные из них территории (признанные экспертизой "деградировавшими") приходятся на земельные участки, где структура олигарха Виктора Вексельберга готовится начать строительство апарт-комплекса "Петровский остров": потенциальным покупателям обещают "замечательный вид на город и акваторию Малой Невы", а также "яхт-клуб и собственную стоянку для яхт".

Как будет реализовываться последняя часть этого соблазнительного предложения – загадка для ведомства, исследующего случаи недобросовестной рекламы. Акватория закреплена на правах аренды за подведомственным Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ГУП "Экострой" (экс-Спецтранс). Нынешний председатель комитета Валерий Матвеев не намерен отказываться от этого права ради чьих-то бизнес-интересов и в ущерб интересам государственным. В отличие от своего предшественника Дмитрия Голубева, при котором "Экострой" оформил отказ от своих прав на землю на Петровском острове. Два участка, захватывающие и территорию "Экостроя", общей площадью почти в 3 га без торгов достались "Петровскому альянсу" еще при губернаторе Матвиенко.

В ноябре 2010 г. вышло постановление правительства Санкт-Петербурга о "приспособлении для современного использования" этой части Большого Петровского парка с попутным поручением КУГИ "изъять из права хозяйственного ведения СПб ГУП "Судоремонтно-судостроительный завод "Спецтранс" с его согласия объекты недвижимости". Компания-инвестор значилась в "дочках" ЗАО "Стремберг" (по данным ЕГРЮЛ, оно на 90% принадлежало экс-главе Комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга Александру Кожину, на 10% – ЗАО "Империя" Сергея Матвиенко). А генеральным директором "Петровского альянса" трудился с 2009 г. Александр Викторов – экс-председатель Комитета по градостроительству и архитектуре. С лета прошлого года стопроцентным владельцем "Петровского альянса" стал Сергей Матвиенко.

Но еще в 2012-м к проекту подключился солидный партнер – "Ренова-Стройгрупп" (дочерняя структура компании "Ренова" Виктора Вексельберга), пообещавший взять на себя до 80% всех затрат.

Триумф отсутствия воли

С такими вводными не было особых надежд на действенность запретов, накладываемых законодательством на строительство в границах памятника. Проект возведения апарт-комплекса продвигался под видом работ по сохранению объекта культурного наследия – каковыми предложено было счесть сооружение шести жилых корпусов до шести этажей из стекла и бетона, агрессивно вклинивающихся в охраняемую панораму Малой Невы.

Специалисты КГИОП дважды заворачивали представленную застройщиком документацию. И надеялись, что его планам будет положен конец с вступлением в силу поправок к федеральному закону (с 22 января с. г. запрещено увеличение объемно-пространственных характеристик имеющихся на территории памятника объектов – а ничего шестиэтажного в Петровском парке отродясь не стояло).

Были надежды и на то, что свое веское слово скажет губернатор. Однако тут опять оказались правы скептики, иронизирующие насчет "триумфа отсутствия воли". Георгий Сергеевич как будто самоустранился – должно быть, счел за благо не ссориться с влиятельным олигархом. Законодательный запрет обошли известным способом: раз нельзя строить в границах памятника, выведем из них облюбованный под застройку кусок – опираясь на заботливо обоснованные экспертизой выводы по признанию этой территории "деградировавшей".

Хотя, помнится, даже Вера Анатольевна Дементьева в свое время отказалась при аналогичных вводных согласовать исключение из границ Таврического сада участка бывших теплиц фирмы "Лето", резонно заключив: "Ну и что же, что территория деградировала, так воссоздайте!"

Потерянные миллионы

Получив карт-бланш, инвестор с новыми силами принялся понуждать "Экострой" освободить территорию.

Но переезжать предприятию некуда: площадка в Саперном не готова. И, по мнению председателя природоохранного комитета, она вообще не подходит для решения задач подведомственных ГУПов, так что дальнейшее вкладывание в ее обустройство бюджетных средств – пустая трата времени и денег.

Согласно заключенному с городом инвестдоговору "Петровский альянс" должен был перечислить 450 млн рублей. Из них 355 млн планировалось направить на обеспечение перебазирования "Экостроя". Единственным участником и победителем торгов на осуществление соответствующих работ весной 2012 года стала компания "АртЛэнд". По условиям контракта за три года надлежало построить в Саперном причальную стенку, судоремонтные цеха, трансформаторную подстанцию, котельную и соорудить подходной канал. "Арт-Лэнд" успел переварить 95 миллионов бюджетных рублей, ничего толком так и не сделав. Выйдя на объект без разрешения на строительство и не имея даже одобренной госэкспертизой проектной документации, компания забросила площадку, оставив на ней кучу строительного мусора, огромный котлован и халтурно забитую часть шпунтового ограждения (протяженностью в четверть от предписанного).

Валерий Матвеев, придя на пост председателя природоохранного ведомства в сентябре 2013 г., сразу проинспектировал строительство объекта в Саперном.

"Стало очевидно, что люди, занимавшиеся этим проектом, как минимум не профессионалы. А по большому счету, наверное, мошенники, – поделился впечатлениями с "Новой" Валерий Николаевич. – Ни один серьезный подрядчик не возьмется за работы без утвержденной проектной документации, это закон. Куда смотрел выступавший заказчиком комитет?! Тогдашний его председатель Дмитрий Голубев ушел на пенсию за полгода до моего назначения, я вызвал работавшего с тех времен его заместителя, курировавшего строительство, Сергея Петрова и потребовал объяснений – как могли допустить такое безобразие. Он говорит – ну это ж обычное дело, когда на площадку выходят без полного пакета документов. Начали, мол, строить, а тут нагрянула проверка ФСБ, все подрядчики разбежались… Потом пришли из УБЭП, и Петров резко заболел, потом вообще куда-то пропал. Его все-таки отыскали, вызывали в Следственный комитет.

Чем там дело кончилось, не знаю. Я предложил Петрову написать заявление об уходе, в конце 2013 г. он комитет покинул.

Но 95 миллионов по сути пропало. Ко мне пришел представитель "АртЛэнда" с предложением расторгнуть контракт. Ладно, отвечаю, фиксируем, какие работы сделаны, и расторгаем. Исчез. Появился месяца через три – нет, говорит, не будем мы контракт расторгать, а будем с вами судиться. И начались судебные тяжбы. А стройку мы, конечно, остановили".

К декабрю 2014 г. комитет выиграл суд по своему иску к "АртЛэнду" – о расторжении госконтракта, понуждении к передаче связанной с его исполнением документации, принятых и оплаченных работ, строительной площадки и взыскании пеней. Благодаря "добряку" Голубеву, при котором успели закрыть несколько актов приемки на общую сумму свыше 90 млн, суд определил неустойку в 2,1 млн. Сумма могла бы быть куда более внушительной – если бы госзаказчик хотя бы оговорил в акте приемки-передачи выявленные недостатки и сроки их устранения. Но, как констатируется в решении суда, "таких замечаний от Заказчика не поступало". Не озаботился Дмитрий Голубев и утверждением графика производства работ на 2013 год – так что начислить пени по этому году арбитраж также счел невозможным.

Неустранимые дефекты и выкручивание рук

Что же до качества принятых прежним главой комитета работ, то назначенная судом строительная техническая экспертиза, в частности, установила: "Шпунтовое ограждение не погружено до проектной отметки на большей части шпунтового ряда; пни, деревья и кустарники засыпаны песком при выполнении работ по планировке участка; впоследствии могут произойти осадки поверхности в результате гниения и уплотнения древесных остатков в толще насыпи". И пришла к выводу, что эти и прочие выявленные дефекты "носят существенный, неустранимый характер".

Не больше внимания к соблюдению государственного интереса выказал Дмитрий Голубев и при составлении графика освобождения территории на Петровском острове.

"В последний день своей работы, 30 апреля 2013 года, Голубев подписал эту бумагу, – поясняет Валерий Матвеев. – Кстати, в комитете этого документа не было, нам инвестор второй экземпляр предъявил, а первый так и не можем найти. Так вот, этим графиком определено, что "Экострой" должен освободить территорию за два месяца! Это притом что переезжать предприятию было некуда. Ни один здравомыслящий человек такого не позволит. Главное – куда людей девать? А суммарно у нас, по "Экострою" и "Ленводхозу", около 500 человек. Которым, значит, предлагалось в перспективе ездить из города в Саперное, что на границе с Ленобластью. А пока площадка там не готова, вообще непонятно, что с ними делать. Причем, что еще интересно: впоследствии, когда КУГИ выпускал соответствующее распоряжение, включил и те объекты, которые не подлежали переносу с Петровского острова. Такие, например, как будка водомерного узла и трансформаторная подстанция. Последняя инвестору теперь самому нужна, говорят: а подарите нам ее, тогда разрешим вам еще на год остаться на Петровском. Нигде в инвестиционных условиях такое не прописано. И я считаю, что город не должен делать такие подношения бизнесу. Это ж денег стоит, мощности на нее у нас заложены 420 киловатт, лимиты на комитет оформлены. Пусть идут и купят у "Ленэнерго". Я вот недавно оплачивал присоединение по другому нашему объекту – в 88 миллионов рублей оно обошлось. С какой радости я должен коммерсантам такие подарки делать? Я говорил с Георгием Сергеевичем Полтавченко, его позиция: отстаивай экономические интересы города".

Город теряет, а кто-то находит

Отстаивать их теперь главе комитета непросто. Прежнее руководство заложило на переезд "Экостроя" сумму вдвое меньшую, чем нужно. "Я у Сергея Петрова спрашивал – зачем так определили, ведь на эти деньги нельзя новую площадку отстроить? Он говорит: а чтобы уложиться в тот объем финансирования, который инвестор городу перечисляет (400 млн). Нам, значит, из них выделяется 355 млн, когда требуется минимум 600. Вот это называется бизнес по-русски: город продает участок в центре города за 400, чтобы потом за 600 строить черт знает где! Как в известном анекдоте: баня здесь, а раздевалка – через дорогу…" – грустно иронизирует глава комитета.

Подсчитывая сопутствующие переезду расходы, устанешь пальцы загибать.

Поскольку горе-подрядчик не выполнил надлежащим образом проектную документацию, ее необходимо разрабатывать заново, переделывать проект тоже стоит немалых денег. На новом месте потребуется не просто создавать новую базу, но и строить причальную стенку, обеспечивать необходимые коммуникации, очистные сооружения (всякий ремонт связан с утилизацией отходов). А во сколько еще увеличатся затраты на топливо, если суда комитетовских ГУПов придется гонять из Саперного?

Последствия принятых при прежнем губернаторе решений не только оборачиваются серьезными убытками для городской казны, но и создают серьезную угрозу безопасности:

"Деньги хоть и бюджетные, но я как чиновник обязан думать о целесообразности их использования. Зачем, ради чего все это затевалось? Чтобы кто-то на этом просто подзаработал, так получается? Город потерял хорошую базу в центре, у нас было великолепное место на Петровском, где размещался весь наш флот – и "Экостроя", и "Ленводхоза", и "Пиларна". Последний отвечает за аварийные разливы нефтепродуктов, с момента получения от диспетчера сигнала о произошедшем ЧП обязаны в течение получаса прибыть на место. А из Саперного подход займет не меньше двух, а то и двух с половиной часов. Учитывая скорость течения Невы и опасность выхода разлива в воды Финского залива, последствия нашего промедления чреваты вообще международным скандалом, – предупреждает Валерий Матвеев. – С этим не шутят. И если, не дай бог, что произойдет, отвечать придется мне – как должностному лицу, которое несет ответственность за ликвидацию аварийных разливов нефти и химических отходов на территории Петербурга. Но я не за себя боюсь. Страшнее другое: мы, потратив большие бюджетные средства, не получим нужный результат. Государственные средства должны тратиться с пользой для города, а не создавать ему новые проблемы".

Кроме того, заключая договор с инвестором, власти тогда так, видно, торопились, что при выборе альтернативной площадки для флота природоохранного комитета не озаботились даже свериться с заложенными в генплане ограничениями. Когда разработанные на бюджетные деньги проектные документы поступили в стройэкспертизу, там только обратили внимание (что нашло отражение в соответствующих замечаниях): участок в Саперном не предназначен для размещения промышленных предприятий, это зона рекреации.

Посовещавшись с вице-губернатором Маратом Оганесяном, руководство комитета подало соответствующую поправку, она прошла комиссию по внесению изменений в генплан, теперь очередь за внесением документа в городской парламент и принятием нового закона.

Бизнес атакует, флот ищет пути к отступлению

В то же время Валерий Матвеев полагает, что разумнее продать участок в Саперном (интересант есть – владелец соседней территории), а для базы флота комитета подобрать подходящую площадку в черте города. С учетом немалого количества пустующих производственных мощностей выбор есть, да и в цене такие предложения сильно упали. По предварительным оценкам председателя, такой вариант обойдется дешевле раза в полтора – то есть позволит сэкономить до 200 млн бюджетных рублей. И поможет серьезно сократить сроки (на примете есть территории, уже оборудованные причальными стенками и необходимыми коммуникациями).

По словам господина Матвеева, предложенный им подход получил принципиальное одобрение губернатора, необходимые сопутствующие вопросы прорабатываются с КУГИ, Комитетом финансов.

Чтобы определиться в выборе подходящей площадки, ждали начала сезона – дабы после высвобождения акватории ото льда проверить глубины, подходы, провести водолазные работы. Но инвестор, как говорит Валерий Николаевич, продолжает атаковать: шлет требования немедленно убрать оставшиеся объекты и имущество "Экостроя", угрожая их уничтожением.

"Да, часть наших объектов на Петровском они уже снесли. Что, конечно, создало серьезную проблему. В межсезонье мы проводим ремонт судов, готовимся к навигации. На самом деле мы им не мешаем приступить к реализации проекта, – полагает глава комитета. – Просто с помощью таких угроз хотят принудить нас отдать им подстанцию и переуступить права на акваторию".

Однако данные РГИС показывают, что отошедшие под возведение апарт-комплекса участки уже сформированы с захватом существенной части береговой полосы Малой Невы: из положенных неприкосновенных двадцати метров в общественном доступе оставлена только узкая лента – метров пять от уреза воды. Как такое могло получиться?

Валерий Матвеев пообещал "Новой" проверить эти данные и отреагировать на факт нарушения законодательства, если таковой будет установлен. На наш вопрос о том, сколько времени потребуется на подготовку альтернативной площадки и переезд с Петровского, глава комитета ответил: "Честно говоря, около года. Может, получится и меньше, но это зависит от многих факторов: характеристик альтернативного объекта, согласованности действий всех инстанций, финансирования. Если же нас "попросят" с Петровского, когда не будет готова новая площадка, это может иметь последствия для нашей работы по очистке рек и каналов, ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов".

Фото

  • Фоторепортаж: «Отгрызли для Вексельберга»
  • Фоторепортаж: «Отгрызли для Вексельберга»
  • Фоторепортаж: «Отгрызли для Вексельберга»