И дольше жизни длится срок
Ни справедливости, ни помилования не дождался петербургский ученый, обвиненный спецслужбами в «государственной измене»
62-летний профессор Военмеха (Балтийский государственный технический университет) Евгений Афанасьев скончался в городской больнице Димитровграда. По информации ОНК, медики сделали все возможное для его спасения. Причиной смерти стал инфаркт, уже второй за время нахождения пожилого человека в заключении.
Ситуацию осложнило и то, что в колонии осужденный приобрел язву желудка, усугубились его хронические заболевания. Афанасьева похоронили в Петербурге 15 апреля.
Об этом парадоксальном деле «Новая» рассказывала. Профессоров БГТУ Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева в феврале 2012 г. следователи ФСБ обвинили в «госизмене» и «выдаче государственной тайны».
По версии следствия, преподаватели одного из ведущих отечественных оборонных вузов «продали секретные сведения китайской разведке». Правда, каким способом и кому конкретно были проданы секреты, спецслужбы не дознались. Сам факт, время и место передачи тайных бумаг и электронных носителей тоже не установили. Тем не менее чекисты констатировали: в 2006-2009 годах Афанасьев и Бобышев неоднократно выезжали в Китай, где не только занимались преподавательской деятельнос- тью, но и общались с местными спецслужбами.
И якобы в ходе этого общения они как-то передали китайской стороне данные о телеметрии новейшей морской ракеты «Булава». Из России — по мнению следователей — информация была вывезена на ноутбуке, а также продублирована на флэшке. «Услуги» российских ученых в Китае якобы оценили в 7 тысяч долларов. Однако родное государство подсчитало: нанесенный учеными «ущерб в форме упущенной выгоды» составил 1 млрд 30 млн рублей.
В июне 2012-го Городской суд Петербурга признал профессоров виновными и приговорил Бобышева к 12 годам лишения свободы, а Афанасьева — к 12,5. В феврале 2013-го Верховный суд, рассмотрев апелляцию, оставил вердикт в силе. Как говорят сегодня родственники Евгения Васильевича, учитывая возраст и состояние здоровья обвиняемого даже на тот момент, судьи фактически вынесли ему смертный приговор.
На протяжении всего процесса и по его окончании оба подсудимых не признавали свою вину. По их утверждению, никаких секретных сведений они никому никогда не переда- вали. Как рассказали «Новой» друзья Афанасьева, в апреле этого года коллеги готовились написать президенту прошение о помиловании. Их просьбу обещали поддержать Совет по правам человека и Совет ученых. Однако это приходилось откладывать именно из-за болезни Афанасьева. Не успели.