Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пробки из поднебесья

6 октября 2003 10:00

На днях петербургские автолюбители могли обсудить еще один заботливый жест со стороны городской администрации. На помощь мающимся в пробках водителям должен вылететь аэростат с видеокамерой на борту. Он будет фиксировать скопления машин в центре города и передавать информацию в Дирекцию по организации дорожного движения (ДОДД). Впрочем, сами пробки никакому воздействию с воздуха, естественно, не подвергнутся...




Предполагается, что аэростат будет подниматься с площадки у Петропавловской крепости и оттуда можно видеть все, что происходит в Петроградском, Василеостровском и Центральном районах. Второй вариант размещения - на Марсовом поле или Троицкой площади, третий - у площади Александра Невского (он будет отслеживать ситуацию не только в центре, но и в Невском и Красногвардейском районах). Сейчас три заинтересованных в проекте организации - ДОДД, ГАИ и Городской центр размещения рекламы - высчитывают смету и ищут первого рекламодателя, который согласится послужить городу.
«Вахта» одного шара в питерском небе оценивается в 1 - 2 тысячи долларов в день: в эту сумму включается только стоимость гелия и человеко-часов на обслуживание, а затраты на изготовление самого шара не учитываются. Смета на видеопомощь определится тогда, когда будут известны, во-первых, вес предполагаемой камеры (от него зависит величина шара), во-вторых, насколько сложной будет система крепления этого оборудования, в-третьих, какого уровня специалистов (инженеров или техников) придется привлекать для обслуживания этих камер слежения. Если найдется контора, согласная оплатить свой летающий бренд по завышенной (в связи со всеми этими требованиями) цене, видеоаэростат появится очень скоро. Кто именно из фирм-рекламодателей запустит в воздух первую видеокамеру, тоже пока неизвестно. Но это, несомненно, будет богатая фирма.
Впрочем, в ГАИ аэростатную перспективу воспринимают куда менее радужно. «У нас совсем не тот климат, - говорят офицеры. - Этот аэростат будет постоянно сносить ветром, может и в залив унести. При пасмурной погоде обзор будет ни к черту. Улицы надо расширять, тогда пробок не будет, а другие методы борьбы уже не столь эффективны...»
Зато директор Городского центра размещения рекламы Андрей Шмаков заверил «Новую газету», что идея с аэростатом не нова и не фантастична. Однако сейчас она находится в самой начальной стадии разработки: «Да, мы ее обсуждали с Сергеем Саблиным из ДОДД. Между туалетом и буфетом. Так что пока это только разговоры. Но вы гаишникам не верьте: это все несложно и неопасно. Ведь запускают аэростаты в День города, несмотря на погоду, и все довольны...»
Все же кое-какие ограничения для аэростата введут: во-первых, подниматься в воздух он будет при ветре не более 10 метров в секунду. Во-вторых, взмывать на большую высоту ему не позволят пэвэошники. Отметим, что нигде в России опыт привлечения аэростата на службу автолюбителям доселе не применялся. В провинции нет такого мощного движения, в Москве - все чересчур боятся террористов и то же ПВО ведет себя более настороженно, чем в Питере. Скорее всего, питерские дорожники возьмут на вооружение берлинскую технологию аэровидеосъемок, которая действует там давно и успешно.
Но запуск в воздух аэростата - это всего лишь очередной метод оповещения о пробках, а не борьбы с ними. Раньше информацию о заторах рассылали по радиостанциям и сбрасывали на пейджеры. Потом появились электронные табло на Лиговском проспекте. В Москве еще действует метод обычного, а не аэровидеонаблюдения: камеры установлены на крышах и столбах в самых «пробочных» местах, и вся информация стекается в дежурную часть ГАИ. В общем, уничтожить пробки уже считается невозможным: остается их контролировать.
Пробки закупоривают улицы буквально ежедневно. Ситуация усугубляется в дни приезда высоких гостей, когда львиную долю сотрудников ДПС отправляют стеречь президентские трассы.
Вообще гаишников в Питере мало, как ни трудно в это поверить. В соотношении «число сотрудников ГАИ на число жителей» Петербург отстает и от Москвы, и от других областных центров. А статус у города, если судить по числу VIP-кортежей, - столичный. Пока что единственным откликом на перемены в геополитическом положении Питера стал проект новой федеральной трассы, которая соединит Пулково и Стрельну. Это облегчит жизнь тем, кто ежедневно катается по Пулковскому шоссе, но вряд ли заинтересует обитателей центра.
В Петербурге издавна существует свой список федеральных трасс (около 30 наименований). Сюда входят почти все набережные, центральные проспекты и улицы, выходящие на загородные шоссе. И даже узкая 22-я линия Васильевского острова - наверное потому, что там расположена альма-матер президента - юридический факультет СПбГУ.
Только три категории VIP-гостей (неважно, отечественных или зарубежных) требуют обязательного перекрытия дорог. Это президенты, премьер-министры и главы монарших семей. Остальные (даже первые леди), хоть и ездят в кортежах в сопровождении машин с мигалками, но дорогу ради них не перекрывают и припаркованные машины не убирают.
Что касается продолжительности перекрытия - нормальным считается показатель в 15 - 20 минут. Однако петербургские гаишники уверяют, что научились за время празднования 300-летия сокращать и его. Как правило, поток перекрывают за пять минут до проезда кортежа и открывают сразу после: с учетом большой скорости, которую развивают президентские лимузины, догнать их будет трудновато. Таким образом, время перекрытий сокращается до семи минут.
Число гаишников, занимающихся обеспечением проезда важных персон, варьируется в зависимости от статуса гостя, времени суток и дня недели. Впрочем, его легко подсчитать. Предположим, участок Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания имеет 20 с чем-то перекрестков. Если поставить на каждом два наряда (по одному в каждую сторону), плюс по одному - в начале и в конце, получится около 50 машин и ста сотрудников. И это только на одном проспекте. Помножив это число на общее количество облюбованных гостем улиц (например, пять), получим искомую цифру.
Самое печальное заключается в том, что маршрут движения дорогого гостя всегда держится в секрете даже от гаишников (кроме, конечно, начальства), не говоря уж об обычных автомобилистах. Водителям просто не советуют появляться в этот день в центре, хотя центр - понятие растяжимое. Тысячи людей меняют свои планы и маршруты, а монарх, может быть, проедет всего километр по не самому главному проспекту - и был таков...

Мария ЮРЧЕНКО
фото Николая КУХАРСКОГО