Сертификация призраков
Испытательные лаборатории – миф или реальность?
Люди хотят знать, что они едят, из чего сшита их одежда и сделаны игрушки их детей. Для того, чтобы у граждан была уверенность, что эти предметы безопасны, существует система сертификации. Но специалисты ассоциации «Антиконтрафакт» утверждают, что она фактически не работает.
Товары, производимые в России и ввозимые в нее, должны проходить либо сертификацию, либо декларирование: то есть до внесения в реестр товары должны пройти испытания в лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию. Это должна быть именно лаборатория, а не только офис, сайт и номер телефона. В лаборатории должны быть инструменты, приборы и эксперты, умеющие определять, соответствует ли конкретный товар требованиям ГОСТ.
Между тем, как утверждают представители ассоциации «Сила» (Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации), львиная доля испытаний в России проводится «лабораториями», в реальности не существующими.
Быстро, удобно и вредно
Выглядит это так. У организации есть все документы, государственная аккредитация, сайт, телефон и электронная почта, на которую можно выслать документы о товаре. И быстро получить сертификат или декларацию, оформленные строго в рамках закона, где будет написано, что ваш товар соответствует нормам. Не надо никуда ехать, посылать свою продукцию, документ можно получить, даже если ваш товар не имеет ничего общего с тем, что написано на бумажках.
После этого потребитель может придирчиво изучать в магазине состав какого-нибудь йогурта, написанный мелким шрифтом; требовать у продавца копию сертификата на продукт и скрупулезно сравнить ее с тем, что написано на упаковке с товаром; но никто не сможет гарантировать, что мы покупаем именно то, что написано на упаковке. Вполне возможно, что этот товар никто никогда не исследовал, а сертификат был выдан заочно.
Существуют, конечно, организации, у которых есть лаборатории. Они объединились в ассоциацию «Сила», потому что выдержать конкуренцию с организациями-фикциями сложно. Последним не нужно закупать оборудование, платить экспертам, нужно только оформить несколько бумажек и отослать их по почте. Соответственно, и цену на свои услуги можно выставить такую, с которой реальная лаборатория конкурировать не может.
И не там, и вообще нет
На прошлой неделе представители международной ассоциации «Антиконтрафакт» («Сила» входит в нее как один из членов) провели для журналистов Петербурга экскурсию в бизнес-центр на ул. Бумажная, 4, где, если верить сайту Росаккредитации, зарегистрирована испытательная лаборатория ООО «СПб-Стандарт».
Администрация бизнес-центра заверила прессу, что никакой лаборатории здесь давно нет: «СПб-Стандарт» арендовал у них помещение в 2011 году всего несколько месяцев.
«Это уже нарушение, – утверждает Станислав Плешаков, советник президента «Антиконтрафакта» по вопросам оценки соответствия продукции установленным требованиям. – Лаборатория должна находиться по месту регистрации. Если она не находится там – это основание для отзыва аккредитации».
ООО «СПб-Стандарт» аккредитовано, чтобы проводить сертификацию множества разных товаров: продукции машиностроения, нефтепродуктов, автомобилей, пластмасс, бытовой химии, резины, асбеста, стекла, фарфора, мебели, удобрений, парфюмерии и косметики, табака, наконец, пищевых продуктов и продовольственного сырья.
«Если верить сертификатам и декларациям, которые выданы ООО «СПб-Стандарт», эта лаборатория работает с продукцией со всей страны, – поясняет советник. – Что не составляет проблемы, если все «испытания» проводятся по электронной почте».
Представитель «Антиконтрафакта» при журналистах попробовал осуществить контрольную закупку: один из них позвонил по номеру «СПб-Стандарта» и сказал, что хочет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) на ввоз из-за границы автомобиля.
До получения этого документа автомобиль, пересекший границу России, должен находиться в отстойнике таможни. Те организации, которые реально обследуют машины, чтобы выдать СБКТС, имеют на таможнях свои представительства или мобильные лаборатории, с помощью которых можно провести исследование.
Однако в «СПб-Стандарт» ответили, что им достаточно посмотреть документы на машину, которые нужно прислать по электронной почте. Антиконтрафактник настойчиво несколько раз упомянул, что автомобиль 2006 года выпуска. Для специалиста это означает: такая машина в принципе не может соответствовать требованиями российского экологического законодательства. Однако девушку на том конце провода это не смутило.
«Мы нашли на сайтах Росстандарта и Росаккредитации немало продукции, сертифицированной в том числе «СПб-Стандратом», которая даже по формальным признакам не должна была пройти проверку, – поясняет Плешаков. – Обо всех этих случаях мы неоднократно уведомляли как Росаккредитацию, так и правоохранительные органы».
Всего, как утверждают в «Антиконтрафакте», им известно о существовании полудюжины фиктивных исследовательских лабораторий в Москве и одной – «СПб-Стандарт» – в Петербурге.
Полиция провела проверку и установила, что «СПб-Стандарт» вовсе не скрывается, а находится по адресу: г. Люберцы, Октябрьский пр., д. 411. Поэтому обращение было переправлено люберецкой полиции. Заметим, местонахождение «СПб-Стандарта» – действительно секрет Полишинеля: тот же адрес указан на сайте организации.
«В Люберцах находится орган по сертификации ООО «СПб-Стандарт», то есть просто офис, – поясняет замдиректора ассоциации «Сила» Андрей Кежаев. – Лаборатории там нет. Но проверяющие органы не хотят этого замечать. Более того, даже если бы лаборатория была, официальный адрес поменять – это целая процедура».
Таким образом, с помощью небольшой путаницы – официальный адрес в Петербурге, реальное нахождение в Люберцах – создается возможность «включать дурака» на все обращения.
«Новая» обратилась за комментарием в ООО «СПб-Стандарт». Сначала девушка очень удивилась, что их лаборатории «не существует», потом предложила побеседовать с директором компании Сергеем Бушуевым. Когда корреспондент позвонил в назначенное время, та же девушка сообщила, что директор от комментариев отказался, а она не имеет права сказать, есть ли у них в Люберцах физически испытательная лаборатория.
Испытания огнестрела в жилом доме
Территориальное управление Росаккредитации в Петербурге находится в двухстах метрах от бизнес-центра на Бумажной, 4! И проверить, находится ли лаборатория по месту регистрации, для них раз плюнуть.
Но на обращения «Силы» (не только в отношении «СПб-Стандарт») Росаккредитация отвечает: «Мы хотели бы провести проверку указанных фирм, но прокуратура не дает нам санкций на это». Прокуратура в своих ответах подтверждает: «В связи с отсутствием оснований для проведения внеплановой выездной проверки приняты решения об отказе» в этих проверках. Никакого разъяснения – почему прокуратура не видит оснований там, где есть заявление и речь идет о легко устанавливаемых нарушениях – надзорный орган не дает.
К счастью, хотя бы иногда проверяющие организации удается заставить действовать. Например, «Силой» была выявлена лаборатория ООО «Санти», от имени которой выдавались протоколы испытаний и сертификаты на… огнестрельное оружие, уже поступившее в обращение. «Санти» оказалось зарегистрировано в жилом доме! Когда доказательства незаконной аккредитации были предоставлены в Росаккредитацию, та приостановила деятельность «лаборатории».
«Ситуация с фиктивными лабораториями и сертификатами, которые выдаются быстро и без проблем фактически на любую продукцию, существует с начала 2000-х годов, – поясняет Станислав Плешаков. – Фактически с момента создания современной системы сертификации».
«Силовцы» утверждают, что они проследили связи между бенефициарами таких лабораторий и высокопоставленными чиновниками федеральных агентств. Отсюда, мол, и понятное нежелание бороться с нарушителями.
«Поток доходов от таких «лабораторий» – колоссальный. По нашим прикидкам, до 85% всей сертифицируемой в России продукции проходит через них», – полагает советник.
Изменить ситуацию, как считают в «Антиконтрафакте», могло бы изменение законодательства, причем их специалисты готовы участвовать в разработке таких норм, которые давали бы высокую гарантию от злоупотреблений.