Пинками в рай
Депутаты ЗакСа обсудили возможную реформу бухгалтерского учета в городских школах и детских садах. Мы решили узнать, что об этой реформе думают работники образования.
Если школы и детские сады города откажутся от собственных бухгалтерий, то город сможет сэкономить сотни миллионов рублей, утверждает председатель Комитета финансов Алексей Корабельников. Бухгалтеры возражают, что вместо экономии город получит дополнительные расходы.
Георгий Полтавченко идею "централизации" поддержал, и, по словам Корабельникова, комитет начал убеждать директоров школ и детских садов передать учет в централизованные бухгалтерии. Но пока они не только не убеждаются, но и собирают подписи под письмом к губернатору, требуя оставить все как есть.
На заседании комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке, где обсуждался вопрос о преобразованиях, их посчитали недостаточно проработанными. Юристы комиссии отмечают, что, согласно закону, руководитель учреждения самостоятельно выбирает способ ведения бухгалтерского учета. Представители антимонопольного комитета добавляют, что на централизованных бухгалтериях свет клином не сошелся и надо тогда организовывать конкурсы.
Впрочем, будем реалистами – директора школ и заведующие детских садов полностью зависят от глав районов, поэтому сделают то, что им прикажут. Сегодня, когда губернатор, а вслед за ним и главы районов сказали "надо", они и рассказывать о минусах централизации готовы лишь на условиях анонимности. В разговоре, суть которого излагается ниже, участвовали заведующие детскими садами и бухгалтеры из разных районов города. Ни один из них не согласился говорить с "открытым забралом": а вдруг станет еще хуже?
Начнем с эффективности. На заседании комиссии Корабельников рассказал, что, допустим, в детских садах и небольших школах бухгалтер рассчитывает заработную плату 30–40 человек, тогда как в централизованной бухгалтерии один расчетчик обслуживает 500.
"Ну, 500 – явное преувеличение. Обычно 200, максимум 300. Но он только этим и занимается", – возражает бухгалтер одного из детских садов, до того работавшая в отделе районной централизованной бухгалтерии. По ее словам, в централизованной бухгалтерии каждый отдел отвечает за свое направление – заработную плату, бюджетные субсидии, платные услуги, питание и т. п. Поэтому говорить, как заявил Корабельников в одном из интервью, что каждый работник ЦБ обслуживает до десяти учреждений, совсем уже некорректно. Для того, чтобы увидеть картину целиком, руководитель учреждения должен обежать все отделы, координации между которыми нет.
"Сколько раз так было – звонят из одного отдела, просят срочно прийти, поставить подпись. Только вернулась – звонят из другого, надо снова бежать", – рассказывает заведующая одного из детских садов. "А сколько проблем было с выполнением предписаний Роспотребнадзора, – добавляет ее коллега. – Они выставляют жесткие сроки, в течение которых мы должны что-то приобрести или отремонтировать, но провести за это время платежи через ЦБ нереально. Сегодня мы сами контролируем свои средства, экономим каждую копейку и приобретаем то, что нужно".
Но главный вопрос, который поднимают заведующие, связан с ответственностью за хозяйственную деятельность учреждения, которую несут они, а не централизованная бухгалтерия. То есть фактически им придется отвечать и за работу людей, которых они не могут контролировать.
В письме на имя губернатора председатель территориального комитета профсоюза работников образования и науки Владимир Кузнецов сообщает, что "в ряде районов города степень контроля со стороны централизованных бухгалтерий превышает все мыслимые пределы. Руководителей образовательных организаций, оформивших электронную подпись, заставили передать ее в ГУ ЦБ, фактически лишив их самостоятельности в принятии решений при проведении конкурсов".
"Мы бы категорически не хотели, чтобы кто-то использовал наши подписи, – говорят собеседницы "Новой". – Ведь в случае нарушений именно мы будем платить штрафы".
"Централизованные бухгалтерии, конечно, нужны – есть много учреждений, руководители которых по разным причинам не могут или не хотят вести собственную бухгалтерию. Но это все-таки работа на объем, а не на результат, как в бухгалтериях конкретных учреждений. Поэтому я не жалею, что ушла оттуда, хоть и потеряла в деньгах", – резюмирует одна из бухгалтеров под одобрительные взгляды коллег.
Что до экономии, сэкономить на детских садах вообще не получится, потому что лишних ставок для ведения бухучета им никто не давал. На место уволенного главбуха просто примут завхоза, а рядового бухгалтера заменит делопроизводитель или еще какой-то специалист. Отобрать ставки можно только в школах с численностью более 400 учащихся. Но при этом придется добавлять ставки в ЦБ.
"Допустим, централизованная бухгалтерия нашего района обслуживает сегодня несколько десятков учреждений, и почти половина учреждений находится на самообслуживании. Но это район спальный, там достаточно много крупных учреждений, руководители которых могут позволить себе содержать свои бухгалтерии. В центре, где немало детских садов на три-четыре группы, соотношение другое, но и там нагрузка увеличится. Добавлять придется не по одному человеку на десять учреждений, а по одному в каждый отдел – значит, как минимум девять. При этом зарплаты в ЦБ выше. Но ведь новым сотрудникам надо еще оборудовать рабочие места. И еще найти, где их оборудовать, – во многих районах сотрудники ЦБ и так сидят друг у друга на головах, места не хватает. Вот и считайте, много ли мы сэкономим", – калькулирует бухгалтер.
Корабельников, кстати, согласен с тем, что в 2016 году город никакой экономии не получит, а возможно, будет вынужден понести и дополнительные расходы. "Но эти расходы разовые", – подчеркнул он, выступая на комиссии ЗакСа. Однако на вопрос о том, сколько именно "сотен миллионов" сэкономит город потом, отвечать отказался, "чтобы потом вы не упрекали меня в ошибках". То есть ни о каких точных просчетах размера экономии речь не идет…
В этой ситуации трудно не согласиться с выводами комиссии ЗакСа о том, что вопрос проработан недостаточно и требует широкого обсуждения. Причем не на уровне глав районов и централизованных бухгалтерий, а пониже. С теми, кому эти решения предстоит выполнять и кто хорошо понимает, какие здесь существуют минусы и подводные камни. К сожалению, система выстроена так, что их мнением никто не интересуется. Ну и жизнь научила, что за несанкционированную критику снизу легко получить по голове. А в результате оказывается, что информация, необходимая для принятия взвешенного решения, наверх просто не прошла – и место, куда всех загнали пинками, – это вовсе не рай, а совсем на другую букву.