Призыв: кто следующий?
В громком коррупционном деле об освобождении от армии за взятки – четыре новых фигуранта. Следствие идет уже полгода. Вопрос в том, дотянется ли оно до вышестоящих чинов
Обыски в рамках упомянутого дела велись в Петербурге 26–28 мая сразу по нескольким адресам. Оперативники «коррупционного» отдела управления экономической безопасности ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти пришли к сотрудникам горвоенкомата и в районные военные комиссариаты.
Улики искали одновременно у терапевта петербургского ГВК Виталия Остриченко, у хирурга ГВК Александра Брайлова, а также у начальника отдела военного комиссариата Петербурга по Пушкинскому району Дмитрия Петрова и бывшего военкома по Московскому району Алексея Лавриненко. По окончании процесса всех четверых доставили в Следственный комитет для дачи показаний. После допроса Лавриненко и Петрова задержали на двое суток до предъявления обвинения. Ни одно из этих имен в деле, по которому проходят уже пять человек, ранее не упоминалось. Следователи обещают в ближайшее время новые обыски, задержания и аресты.
Как рассказывала «Новая» (см. № 93 от 17.12.2015), дело об уклонистах ГСУ СК РФ по Петербургу возбудило 15 декабря по ст. 290, ч. 5, п. «а» УК РФ «Получение взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору». Поводом стало задержание сотрудницы горвоенкомата Ольги Леоновой при получении ею от призывника 130 тысяч рублей за документы, освобождающие молодого человека от прохождения военной службы. Оформлены они были на основании фальсифицированных медицинских данных.
Тогда же, по горячим следам, оперативно-следственные группы за сутки обыскали 17 районных военкоматов. В итоге изъяли у сотрудников РВК списки молодых людей, которых нужно освободить от армии, хранившиеся в блокнотах, мобильных телефонах, компьютерах.
После обысков и изучения изъятого были задержаны еще три человека: сотрудник Калининского райвоенкомата Юрий Бережнов, старший врач Красносельского райвоенкомата Сергей Круподеров и подозреваемый в пособничестве при получении взятки петербуржец Владимир Качко.
А 4 апреля, спустя три месяца, в деле появился главный фигурант – председатель военно-врачебной комиссии горвоенкомата Самир Мурсалов. Следствие считает его создателем и куратором системы незаконного уклонения петербургских призывников от выполнения воинского долга, а также подозревает в получении не менее миллиона рублей каждый призыв от старших врачей районных военкоматов Петербурга за право занимать эти должности.
После ареста Мурсалова его экс-заместитель (2004–2009 гг.), сегодня председатель независимой военно-врачебной комиссии и эксперт СПЧ по призыву Сергей Стрильченко рассказал «Новой», что первые подозрения о причастности шефа к таким делам у него возникли еще в 2009 году. Стрильченко несколько месяцев собирал доказательства, передавал документы петербургским следователям и даже лично возил в Москву в Минобороны и Главную военную прокуратуру. Реакции ноль. Кроме того, что Стрильченко, по его словам, вынудили уволиться из горвоенкомата. «Все материалы попали в Главную военную прокуратуру и там умерли, исчезли в никуда, – подытоживает Стрильченко. – По информации сарафанного радио, военкоматовские товарищи закрыли вопрос деньгами. На выходе – ничего».
Никто из следователей не сомневался, что Мурсалов действовал не в одиночку и едва ли являлся высшим звеном в цепи. Но именно на этого арестанта особенно рассчитывало следствие для дальнейшего продвижения. Однако последовавшие задержания, по мнению сведущих лиц, показали, что Мурсалов, если и поделился информацией с сыщиками, то «крышу» не сдал. Тем не менее следственные органы 28 мая сообщили о семи уголовных делах, возбужденных по фактам взяточничества при призыве и объединенных в одно производство, и анонсировали новые аресты.
В то же время в Москве в марте были арестованы начальник отдела призыва Московского военкомата Александр Симонов и бывший военный комиссар Московской области Виктор Чеховский. Предъявленные им обвинения аналогичны – создание схемы ухода от воинского призыва и активное ее использование. Как говорят столичные следователи, в рамках расследования этого дела к уголовной ответственности будут привлечены врачи, которые выдавали поддельные документы, и призывники, уклонившиеся от службы. И хотя об объединении дел между двумя городами речи пока не идет, в столице не исключают, что у московских и петербургских военкомов могли быть одни и те же кураторы.