Криминальное Цвелодубово
Наступил август, и законы ушли в отпуск?
Поселок Цвелодубово вот уже несколько дней сотрясают криминальные разборки, характерные для начала 90-х. Всего за одну неделю здесь случилась драка, окончившаяся гибелью местного жителя, похищение человека в багажнике с последующим обливанием его горючей жидкостью и попыткой поджечь, а также неоднократные групповые визиты устрашения со стороны, как утверждают очевидцы, молодых чеченских «разборщиков». Но самое примечательное, что, по словам свидетелей, непосредственным участником событий является оперуполномоченный местного 89-го отдела УВД.
Эпизод первый
Для нас эта история началась в ночь с 6 на 7 августа, когда в драке в поселке погиб 38-летний Григорий Соколов. Трагедия случилась около ведомственного дома, где проживают муниципальные служащие. В том числе оперуполномоченный 89-го отдела Сергей Филиппов. По словам свидетелей, Соколов погиб после того, как ему нанес несколько ударов некий неустановленный на тот момент «мужик из Пушного» (поселок к северу от Цвелодубово, на другом берегу Нахимовского озера).
Причем на месте присутствовали и Филиппов, и его приятель, бывший опер того же отдела Сергей Газутдинов – оба, скорее всего, нетрезвые. Как утверждают очевидцы, Соколов подошел к компании в поисках своей жены Веры Ивановой. Она действительно была там, что Соколову очень не понравилось. Возник конфликт, стоивший Соколову жизни. У них с женой было трое детей. Добавим, что старший брат покойного Алексей Соколов служит прапорщиком в том же самом 89-м ОВД и работает в одном здании с Филипповым.
Тело Соколова увезли на экспертизу. «Неизвестно, было ли это убийство», – пояснил «Новой» по телефону сам Филиппов. Кто-то из знакомых считает, что у Соколова был тромбофлебит и вследствие ударов мог отойти тромб. Гость из Пушного, после ударов которого Соколов скончался, до сих пор не задержан, и уже на следующий день его снова видели выходящим из дома Филиппова. Более того, он уже успел сам написать заявление в 89-й ОВД на одного из цвелодубовцев, попытавшегося завязать с ним драку в отместку за Соколова.
Совместными усилиями рощинских, цвелодубовских и пушновских активистов все-таки удалось установить личность гостя. И личность эта оказалась весьма примечательной.
Эпизод второй
Узнав о случившемся, к старосте поселка Цвелодубово Александру Иванову обратился еще один местный житель Евгений Смирнов с просьбой помочь ему спастись от преследований действующего опера Филиппова и бывшего опера Газутдинова, которые, по его словам, за неделю до гибели Соколова избили его, похитили, облили машинным маслом и грозили поджечь. После того, что произошло с Соколовым, он окончательно убедился, что угрозы вполне серьезные, и попросил познакомить его с журналистами, которые смогли бы предать огласке его историю.
Вот что Евгений Смирнов рассказал «Новой». В субботу, 30 июля, в разговоре со знакомыми он посплетничал о том, что жена опера Филиппова Мария якобы употребляет амфетамины. Информация быстро дошла до самого Филиппова, который не замедлил прибежать с криками и угрозами. В тот момент все закончилось благополучно, но поздним вечером того же дня Смирнову случилось самому проходить мимо дома Филиппова. Во дворе сидели сам оперуполномоченный, Газутдинов и их приятель, бывший морпех Сергей Агафонов.
Вся троица тут же взяла Смирнова в кольцо, усадила на табуретку и заставила «отвечать за слова». Для убедительности Филиппов нанес несколько ударов. Евгений попытался убежать, но его быстро догнали. Получив сильный удар в нос, он потерял сознание. Пришел в себя уже в багажнике машины. Его куда-то везли минут двадцать. Когда Газутдинов открыл багажник и велел вылезать, Евгений обнаружил, что его привезли на пустынный отрезок дороги между поселками Огоньки и Симагино на машине Филиппова (серебристый SAAB с московским номером В956МЕ777) и сам хозяин находится в салоне. (Впоследствии оказалось, что хозяином машины числится не Филиппов, а кто-то посторонний. Вероятно, оперуполномоченный купил ее по доверенности. Кроме того, машина выставлена на продажу на сайте «Авито».)
Отведя Смирнова в сторону, Газутдинов облил его машинным маслом и начал щелкать у него перед носом зажигалкой.
Как известно, зажечь машинное масло не так легко, как бензин, поэтому все это было похоже скорее на акцию устрашения, чем на покушение. Впрочем, в ту минуту жертве было нелегко это осознать и он умолял его отпустить. Наконец Газутдинов смилостивился.
Пообещав на прощание каждую неделю заезжать к матери Смирнова и справляться о его здоровье, он залез в машину, и оба уехали. Весь в крови и машинном масле Евгений полночи брел по дороге к Цвелодубово. Случайно его заметил возвращавшийся с работы односельчанин Владимир Марков и привез домой.
Согласно медицинскому заключению, полученному 3 августа, у пострадавшего сломаны нос, ребро, имеется сотрясение мозга и ушиб позвоночника. Первые три дня он вообще боялся выйти из дома. Наконец по совету знакомых позвонил в Управление собственной безопасности МВД.
Почему все клевещут на Филиппова?
Смирнова пригласили в Петербург, где 3 августа он написал заявление. Беседовавший с ним сотрудник УСБ сообщил, что это не первая жалоба, поступавшая на рощинского опера Филиппова (правда, письменных до сих пор не было). Жалобы сводились к тому, что Филиппов как-то связан с крышеванием наркодилеров, и за подобные же проступки был ранее уволен из органов Газутдинов. Однако о результатах рассмотрения заявления пока ничего не известно.
На следующий день к Смирнову приехали местные полицейские, участковый Анатолий Мартыненко и подполковник Дмитрий Демин (по нашей информации, начальник 89-го ОВД Михаил Свидинский находится в отпуске за границей), взяли объяснения и уехали. Что любопытно, уже 8 августа Демин в разговоре с замглавы рощинской администрации Хусейном Чахкиевым (как последний рассказал нашему изданию) заявил, что ничего не знает об этой истории.
«Новая» попросила Сергея Филиппова прокомментировать выдвинутые против него обвинения. Он заявил, что никакого похищения не было и что Евгений Смирнов, ранее имевший неоднократные «столкновения» с ним, таким образом осуществляет свою месть. Свое присутствие при гибели Соколова опер отрицает.
Чтобы получить максимум информации о странных криминальных разборках в поселке, староста Александр Иванов предпринял обход односельчан. История стала обрастать новыми подробностями и действующими лицами. Оказалось, что в ней, помимо сотрудников полиции и таинственного пушновского гостя, фигурируют несколько чеченцев, которые в течение недели уже дважды наведывались в поселок для устрашения тех, с кем полицейские вступали в конфликт. Так, за день до гибели Соколова они вместе с друзьями-операми прибыли для «предупреждения» братьев Александра и Евгения Петуховых. В тот раз обошлось без драки.
В понедельник, 8-го, чеченцы прибыли, чтобы «проучить» цвелодубовца Андрея Курганского (между прочим, сына бывшего главы администрации рощинского МО). Об этом Курганский сообщил по телефону во время экстренного совещания рощинского актива. Именно Курганский, увидев на следующий день после убийства отнюдь не задержанного пушновского гостя, вступил с ним в драку. Тот написал заявление в полицию, а вскоре прибыли и чеченцы – но опять обошлось без насилия. Похоже, чеченцы ведут себя в цвелодубовских разборках наиболее миролюбиво.
Профессиональный сиделец
Чего не скажешь о пушновском госте. Оказалось, что за день до гибели Соколова он опять-таки в присутствии своих приятелей Филиппова и Газутдинова участвовал в драке на территории цвелодубовской школы. Результатом на сей раз стала сломанная челюсть 17-летнего Егора Агафонова (брата того самого Агафонова, который помогал оперуполномоченному «разбираться» со Смирновым). Как сообщили старосте родители Агафонова, из 89-го ОВД уже поступило предложение пойти на мировую с обидчиком.
В результате самостоятельного расследования местных активистов удалось наконец установить, что самый опасный фигурант цвелодубовских разборок – Владимир Ильич Авласенко, пятидесяти лет, ранее отбывавший срок за тяжкое преступление.
В базе решений Ленинградского областного суда содержится информация о том, с 1989 по 1998 год Авласенко отбыл девять лет за убийство при смягчающих обстоятельствах. В газете «Коммерсант» за 2004 год опубликована заметка о двух уголовных делах в Выборгском суде, по которым проходил человек по имени Владимир Авласенко. В 2003-м Авласенко был приговорен к 15 годам лишения свободы за убийство, а в 2004-м, подкупив секретаршу суда, организовал похищение и уничтожение двух томов своего уголовного дела. Освободиться он должен был лишь в прошлом году. По сведениям из Пушного, сейчас Авласенко проживает в Петербурге и купил дорогую машину (в Цвелодубово его видели на вольво). Учитывая долгий срок заключения, неудивительно, что в поселке он кажется незнакомцем.
В хулиганских разборках, имевших тяжкие последствия, участвуют условно две группы. Первая – местные жители. Вторая – полицейские и бывшие полицейские, возможно, связанные с криминалитетом (и, возможно, наркодилерами), а также опасный рецидивист.
В прошлом году «Новая» уже писала об убийстве оперуполномоченным 89-го ОВД Сергеем Галкиным жителя Рощино, которое его полицейские коллеги и начальство усиленно пытались скрыть (см. «Новую» от 20.04.2015). Управление внутренних дел по СПб и ЛО, похоже, тогда не сделало никаких выводов: начальник ОВД Михаил Свидинский сначала был отстранен от службы, но затем восстановлен. Не пора ли господам генералам присмотреться к рощинскому ОВД повнимательнее?