Месть председателя
До мордобоя в ТСЖ доходит нечасто, поэтому история, где председателя били руками, ногами и стулом, особенно показательна.
Историй, подобных той, что случилась на улице Савушкина, в городе десятки, если не сотни. То собственники борются с ТСЖ, то два ТСЖ бодаются, у кого из них больше прав, то разные управляющие компании шлют в одни и те же квартиры несколько счетов и требуют оплаты. По мнению экспертов, существует целая система подделки протоколов и обмана граждан, которые и приводят к тому абсурду, о котором речь ниже.
Голоса из песочницы
Началось все на детской площадке, где в декабре 2012 года проходило собрание жителей дома 115, к. 4, по ул. Савушкина. Олег Чеберяк – он много лет руководил ТСЖ на соседней улице, а здесь у него была квартира – внезапно объявил собравшимся, что избран их председателем и наведет порядок. Где и кто его избрал, жильцы даже не поинтересовались, потому что услышали заветное слово «порядок» – так они настрадались от предыдущего председателя.
Опомнились граждане довольно скоро, когда заподозрили, что из их ТСЖ стали необоснованно выводиться средства. Тут-то и возник вопрос: а кто, собственно, за этого Чеберяка голосовал?
Подняли документы, а там написано, что он был избран именно на детской площадке – хотя, как помнят жильцы, никакого голосования тогда не было. Два года активисты доказывали, что Чеберяк сам назначил себя председателем, и только в сентябре 2014-го суд принял решение в их пользу.
«Пока шел суд, Чеберяк подделал еще одно голосование: теперь его якобы избрали в январе 2013 года, – рассказывает Сергей Грудинин. – Новый суд мы проиграли, но, к счастью, это уже не имело значения: на новом голосовании меня избрали председателем нашего ТСЖ «Приморское».
Сам Олег Чеберяк уверен, что оба голосования за него были законными. «Но когда Грудинина избрали, я не стал бодаться, – сказал он «Новой». – Сделал что люди просили и ушел».
Сергей Грудинин // Фото: vk.com
Лестница в подарок
Грудинин же считает, что их дому до сих пор приходится разгребать то, что наворотил его предшественник.
«Самое жуткое в этой истории то, что любой проходимец может подделать результаты голосования собственников, – возмущается он. – Заказывает печать ТСЖ, фабрикует протокол, регистрирует его в госорганах. Жильцы даже не догадываются, что их водят за нос, а потом несколько лет борются, чтобы избавиться от такого молодчика, и он уходит безнаказанным!»
В качестве примера Грудинин рассказывает, что, когда один из жильцов отгородил кусок лестничной площадки, выяснилось, что эта перепланировка согласована межведомственной комиссией. Основание – протокол голосования жителей. Грудинин уверен, что протокол – липа. В доме триста квартир, но протокол утверждает, что все собственники, все 100%, пришли и проголосовали за то, чтобы подарить одному из соседей часть своего имущества. «Получается, что я тоже голосовал за и забыл?» – недоумевает Грудинин.
Чеберяк на это возражает, что голосование было в заочной форме, посчитано все верно, и значит, Грудинин тоже должен был голосовать за.
Основные претензии у жильцов, естественно, не по захвату куска лестницы, а по выводу средств, из-за которых все и переполошились.
Грудинин несколько лет переписывался с правоохранительными органами, пока 8 декабря 2016 г. следственное управление полиции по Приморскому району не возбудило дело по ст. 160 ч. 3 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения).
И тут началось самое интересное.
Наемная урла
«29 декабря 2016 г. Чеберяк позвонил мне и потребовал, чтобы я снял объявления в доме, где написано, что против него возбуждено уголовное дело, – рассказывает Сергей Грудинин. – После чего пригрозил, что иначе после праздников со мной «по-другому будут разговаривать». Я воспринял его угрозы всерьез и заявил в полицию».
12 января в офис ТСЖ ворвался неизвестный и принялся избивать Грудинина, как он говорит, руками, ногами и стулом. Второй пришедший наблюдал, чтобы никто не вошел. Спасаясь, Грудинин выскочил на улицу, нападавший бежал за ним, пока не вмешались прохожие. Тогда оба неизвестных скрылись. Грудинин зафиксировал в травмпункте легкие телесные повреждения и написал новое заявление в полицию.
«Это полный бред, – прокомментировал «Новой» по телефону Олег Чеберяк. – Я такими вещами не занимаюсь и не занимался. Вообще, это у него со мной конфликт, у меня никакого конфликта нет».
Победить фальсификации?
Подделать результаты голосования собственников дома по какому угодно вопросу – минутное дело; доказывание факта подделки занимает годы.
«Организации, которые управляют домом – ЖКС или ТСЖ, – могут держать людей в коммунальном рабстве, – рассказывает Вадим Порхаев, региональный руководитель проекта партии «Единая Россия» «Школа грамотного потребителя в СПб». – Существует целая система подделки протоколов, за которую никто не несет ответственности. Например, жильцы дома с большим трудом провели голосование, создали ТСЖ. Через пару дней ЖКС, ранее бывший их управляющей компанией, подделывает протокол нового голосования – якобы жильцы уже все перерешили и вернулись назад в ЖКС! Далее, как легитимизировать подделанный протокол голосования собственников? Фальсификаторы сами на себя с помощью подставных лиц подают в суд и, естественно, выигрывают, ведь подставные в суде не представляют никаких доказательств – получается, они уже устояли в суде и оспорить их поддельное голосование теперь нельзя!»
«По действующим правилам провести собрание жильцов многоквартирного дома собственникам практически невозможно, – утверждает руководитель проекта «Школа ЖКХ» петербургской партии «Яблоко» Анатолий Голов. – У них нет информации о реестре собственников. Добраться до многих людей невозможно – они просто не живут в доме. А управляющие компании не заморачиваются, просто фальсифицируют протоколы. И как это доказать? При этом срок исковой давности по собраниям – всего полгода».
По мнению Анатолия Голова, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, нужно формализовать собрания собственников. В частности, избрание совета дома проводить одновременно с выборами муниципальных депутатов: в местах для голосования, с урнами, наблюдателями и подсчетом.
«Администрация города хочет изменить ситуацию, – уверен единоросс Вадим Порхаев. – Правда, это тяжело. Пока что очень мало практики установления поддельных протоколов, но мы работаем, делимся опытом и с ОБЭП, и со следственным комитетом, взаимопонимание есть. Нас спрашивают как экспертов – мы показываем. Еще работаем с администрациями районов. Есть, например, ГУЖА – я не верю, что они не в курсе ситуации с поддельными протоколами. А когда отписки пишут – начинаю думать, что есть среди них лица заинтересованные».