Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Неудачник Сталин. Голодомор

16 февраля 2017 14:53 / Политика

Продолжаем публикацию серии статей о нашей истории.

Продолжение. Начало: Неудачник СталинСССР.

Голодомор не был случайностью. Он стал следствием построения некомпетентной системы административного осуществления индустриализации. Крестьяне расплатились жизнями за провал Сталина как «эффективного менеджера».

Если принятие нэпа стало последним шагом, предпринятым Лениным на посту главы советского государства, то Сталин, утвердившись у власти, начал свою деятельность с индустриализации. Не будем сейчас обсуждать вопрос о том, насколько нужна была Советскому Союзу форсированная индустриализация. Примем для данной статьи аргументы державников, согласно которым без сильной военной промышленности мы не могли бы готовиться к грядущей войне. Вопрос, однако, состоит в том, насколько удачно Сталин к ней подготовился с помощью взятых им на вооружение методов.

Быстрая индустриализация требовала от советского государства быстрого аккумулирования ресурсов. Во-первых, людей на стройках первых пятилеток требовалось обеспечивать продовольствием (раньше-то они были крестьянами и сами худо-бедно кормились). Во-вторых, требовалось продавать какие-то товары за границу, чтобы на вырученную валюту импортировать оборудование для новых заводов. А продавать тогда можно было только зерно. Следовательно, форсированная индустриализация означала форсированное изъятие хлеба у крестьянства. И чем более амбициозными были планы развития советской промышленности, тем больше требовалось отбирать у крестьян продуктов.


Поскольку добровольно мужики с плодами своих трудов расставаться никак не хотели, силовики стали отбирать у них урожай. А когда выяснилось, что трудно отбирать хорошо припрятанное, потребовалось внедрить на селе такую организацию труда, при которой спрятать выращенный хлеб вообще невозможно.


Так произошел переход от частного хозяйства к колхозной системе. В колхозе, возглавляемом представителем власти, ничего от начальства не укроешь. Все идет в закрома родины, тогда как работнику достается лишь урожай с его личного подсобного хозяйства и то, что власть оставит ему по «доброте душевной».

Именно из-за формирования такой системы произошел голод 1932–1933 гг., унесший от 5 до 7 миллионов жизней крестьян. Дело в том, что изъять у колхозов можно было сколько угодно хлеба, а «доброты душевной» Сталин к крестьянам не испытывал. От обкомов и райкомов партии, от председателей колхозов он требовал максимальной сдачи зерна государству. А те, чтоб не проштрафиться, выгребали из колхозных хранилищ все возможное. В такой системе властной вертикали не существовало никакого объективного механизма ограничения властного безумства. Кремль не имел информации о том, когда на продажу за рубеж пойдет последнее крестьянское зерно и в селах начнутся голодные смерти. Местные же начальники это, понятно, знали, однако послушно выполняли указания верхов, от которых зависело их личное благосостояние.

Историк Олег Хлевнюк точно описал общую логику сталинского «эффективного менеджмента». «Все начиналось с выдвижения центром (чаще всего Сталиным) целей кампании и распределения конкретных заданий. Затем происходила мобилизация аппарата на выполнение поставленных задач чрезвычайными методами, что предполагало широкое распространение “перегибов”. В результате кампания доводилась до уровня кризиса, в высшей точке которого определялись пределы отступления – преодоления “перегибов”. Отступление было задачей контркампании, своеобразного выхода из террора. На этом этапе репрессиям подвергались некоторые исполнители террора, превращенные в козлов отпущения».


После голода темпы индустриализации пришлось уменьшить и согласовать с реальным объемом ресурсов, которые могло дать село. Но понесенные потери было уже не возместить.


Во-первых, крестьяне, пережившие катастрофу, естественно, не испытывали никаких патриотических чувств по отношению к советской стране, и это во многом обусловило поражения первого года войны, а также большое число людей, сотрудничавших с гитлеровцами. Во-вторых, вследствие коллективизации и голода резко сократилось поголовье скота, поскольку крестьяне предпочитали съесть то мясо, которое в противном случае пойдет на нужды первых пятилеток. И восстановить поголовье за оставшиеся до войны годы было, естественно, невозможно.

Таким образом, та форма, в которой некомпетентное советское руководство начало готовить СССР к большой войне, предельно ослабило страну. Характерно, что США в годы Второй мировой смогли на основе рынка обеспечить столь большой объем производства военной продукции, что, кроме удовлетворения собственных нужд, они смогли еще осуществлять поставки по ленд-лизу в Европу. Неудивительно, что Америка до сих пор остается сверхдержавой, тогда как мы ищем виновных в том, почему ею не являемся.