Кудрово: крадите сколько сможете
Не всегда обращение прокуратуры в суд означает победу справедливости. Если защищать иск спустя рукава, то проигрыш неминуем. Как тут не начать подозревать прокуратуру в намеренном проигрыше?
Именно это произошло в суде по поводу незаконной приватизации муниципальной земли в Кудрово. Кадастровые инженеры «рисовали» на интересующих заказчиков муниципальных землях частные участки по несколько га каждый. Для приличия их несколько раз делили, перепродавали, присваивали новые кадастровые номера.
Активистке Любови Ивановой было нелегко заставить чиновников увидеть кражу муниципального имущества, а прокуратуру – подать в суд заявление о его возвращении. Чиновники Росреестра, муниципальной и районной администраций в лучшем случае посылали ей отписки, в худшем – просто игнорировали. Так, Галина Мишуро, замглавы Кадастровой палаты Ленинградской области, совершенно искренне ответила Ивановой, что ее ведомство как «технический орган» не должно проверять информацию, предоставленную кадастровыми инженерами, и предложила претензии по их работе адресовать им самим либо оспаривать их работу в суде. Зачем для чисто технического занесения в реестр нужен такой многолюдный орган, как Кадастровая палата (хватило бы мощного компьютера), Мишуро не уточила.
На встрече с жителями Кудрово губернатор области Александр Дрозденко объяснил нехватку участков для социальных объектов – детских садов, рекреационных зон – тем, что в окрестностях стройки не осталось государственной и муниципальной земли и регион теперь вынужден выкупать ее у частников! Действительно, на окраинах Кудрово и Янино по одинаковой схеме и одними и теми же людьми были захвачены около 60 гектаров земель. Причем их интересовали участки, вплотную примыкающие к районам новостроек, которые можно будет в ближайшем будущем выгодно сбыть. Получается, инженеры-мошенники рисуют на общественной земле частные участки, Кадастровая палата их оформляет, а после этого бюджет вынужден за деньги налогоплательщиков выкупать все назад?
Дорога к метро и водораспределительной колонке, установленной для жителей частного сектора (внимание!) в декабре 2016 года
Замуровали
У Любови Ивановой борьба за общественные земли началась с ее собственного участка. В 2015 году она случайно узнала, что надел в частном секторе Кудрово, которым ее семья пользуется с 1960 года, с недавнего времени окружен чужими владениями. Причем окружен вплотную, без единого прохода. Даже муниципальная улица Новая, по которой Любовь Викторовна и ее соседи подъезжали к своим домам, и та оказалась приватизирована! В частном владении оказалась еще одна улица – Набережная. Притом что приватизация улиц запрещена Земельным кодексом. Иванова встретилась с новым соседом, Александром Александровым. Выяснилось, что на его имя уже оформлены девять выкупленных участков. «Вы скоро не только подъехать, но и подойти к своему участку не сможете», – заявил он Ивановой, и тут же предложил выкупить ее землю. «Предлагал либо два миллиона, либо однокомнатную квартиру в Янино». На фоне золотой лихорадки в Кудрово это предложение показалось женщине несерьезным. В администрации Заневского МО на приватизацию улиц отреагировали спокойно: «Мне ответили, что все законно, а если фактически перекроют проезд, то будет рассматриваться вопрос о наложении публичного сервитута», – сообщила Иванова. То есть хозяева домов должны будут расположиться с палатками у частного забора и ждать, пока администрация «рассмотрит вопрос».
Но новые владельцы пока предпочли выживать аборигенов другим способом. «Соседи дали объявления о приеме строительного мусора и сейчас сваливают его на свои участки вокруг нас, – говорит Любовь Викторовна. – Мусор засыпают землей, тем самым закапывая ручьи, впадающие в реку Оккервиль, и поднимая свои участки выше наших. Таким образом, мы на своих участках скоро будем только плавать». В марте по просьбе жителей свалку зафиксировали сотрудники «Общественного контроля», ОНФ и полиция. После чего работы приостановились. «Все это делается для того, чтобы вынудить нас продать далеко не по рыночной цене свои участки», – убеждена Иванова.
Совхозница-миллионерша
Выяснилось, что участок 7,5 га по соседству с домом Ивановой был выделен в виде сельскохозяйственного пая совхознице бывшего АОЗТ «Выборгское» (впоследствии – ЗАО) Надежде Нумцовой, которая поставила участок на кадастровый учет, разделила и распродала по частям, в том числе и Александрову. Похоже, что Нумцова была лучшей работницей совхоза, потому что, по данным газеты «Всеволожские вести», где публикуется информация о межевании совхозных паев, с 2013 по 2016 г. Нумцова выделила себе из бывшего коллективного имущества семь участков в Кудрово, Янино-1 и Янино-2. С учетом стоимости земли в Кудрово Нумцова должна стоять в одном ряду с местными лендлордами, но она оказалась всего лишь кассиршей в строительном магазине! Предположив, что паспортные данные Нумцовой используют втемную, Иванова решила разыскать ее, и для этого направилась по адресу богатой совхозницы, также указанному во «Всеволожских вестях».
«Саму я ее не застала, но пообщалась с ее мужем. Заурядная квартира в заурядном доме в Янино на первом этаже, небогатая обстановка. Самой Нумцовой 60 лет. Муж ни о каких земельных участках, оформленных на жену, не знал. Казалось бы, моя версия подтверждалась. Но нет. Не успела я доехать до дому, как мне позвонили. Оказывается, муж сообщил Нумцовой о моем визите, а она нажаловалась Александрову. Обычно выдержанный, спокойный, тут он орал на меня так, что не передать. Из этого я сделала вывод, что это одна из их слабых и больных тем. Возможно, все документы по совхозным паям, «принадлежащим» Нумцовой и реализованным ею на территории Кудрово, не совсем легальны».
«Новая» попробовала связаться с Нумцовой. Из краткого разговора нам показалось, что она действительно может быть не в курсе оформления участков, однако с Александровым она действительно знакома. Кроме того, по словам Ивановой, ранее телефонный номер, по которому мы звонили и который был указан в публикации газеты «Всеволожские вести» как номер Нумцовой, оказывался … телефоном офиса, где работал Александров. По нему отвечала секретарша. Возможно, Нумцова когда-то была сотрудницей Александрова, что позволило ему получить доступ к ее паспортным данным. Дозвониться до самого Александрова нам так и не удалось.
Шито белыми контурами
Тем временем всплывали все новые и новые нарушения. Во-первых, мифический совхозный пай, якобы выделенный Нумцовой, оказался почему-то в черте населенного пункта и в зоне ИЖС. Хотя особенность сельхозземель (из которых и выделялись паи работникам колхозов и совхозов) – это их расположение за чертой населенных пунктов. Вызывала удивление и странная конфигурация сельхозпая – с изломанными границами, многочисленными вклиниваниями, чужими хозпостройками и захватом муниципальных улиц. Контуры надела явно следовали за старой застройкой. Похоже, что кадастровый инженер Денис Серый, который его межевал, просто объявил сельхозпаем первый попавшийся свободный участок.
Если кто то думает что это детская площадка – зря. Это земельный участок с/х назначения с разрешенным использованием «для сельхозиспользования»
У вас еще осталась свободная земля?
Недавно в Кудрово произошла еще более пикантная история. Хозяева, которые вовремя не успели оформить землю под своим старым домом, начав заниматься этим, обнаружили, что их участок приватизирован другими людьми. Причем способ был тем же: участок оказался включенным в чей-то сельхозпай, выделенный опять-таки ЗАО «Выборгское». Кстати, и в случае с участком Ивановых рейдеры не погнушались чужим имуществом. В сельхозпай Надежды Нумцовой вошли три сотки Ивановых, которые они использовали с 1960-х гг., но также не успели оформить. Руководителем ЗАО «Выборгское» (правопреемника совхоза АОЗТ «Выборгское») является Рассказов Роман Валентинович, который руководит еще ООО «Евроинвест Инжиниринг» и засветился в истории с застройкой оборонных лесов Ржевского полигона.
Похоже, ЗАО «Выборгское» спешно загребало все, что плохо лежит. В конце 2014-го заброшенный участок по адресу Кудрово, ул. Новая, 5, где лет двадцать тому назад сгорел дом, тоже оказался сельхозпаем. В 2016 г. по аналогичной схеме в Кудрово был сформирован участок площадью 15,8 га, состоящий из 49 (!) контуров, одним из которых является муниципальная улица Новая. «За два года, что я пытаюсь воевать, только составленный мной список участков составляет гектаров 60. И я не знаю, как донести до людей, что причины застройки района немыслимыми ларьками, шлагбаумами, платными парковками, заборами, незаконными коммуникациями – это все звенья одной цепи.
Но главная цель на территории Кудрово – сформировать массивы под многоэтажную застройку и под продажу», – сетует Иванова.
Аналогичная история с захватом мнимых сельхозпаев в прошлом месяце всплыла во Всеволожске. Там тоже сначала нарисовали частную «сельхозку» на неразграниченной публичной земле, потом перерисовали ее же в земли населенных пунктов. А спалились по глупости: зачем-то решили провести общественные слушания по увеличению коэффициента застройки (как будто не могли и это нарисовать!).
К счастью, во Всеволожске нашлась сильная и грамотная инициативная группа, которая добилась того, чтобы Андрей Низовский (новый глава района) признал нарушение. На отчетном собрании 15 марта Низовский назвал это действиями мошеннической группировки. 8,7 га были возвращены муниципалитету – правда, в виде дара. Из зала пошутили: «По понятиям».
А угадайте, из чьих сельхозпаев были сформированы участки? Правильно, все того же АОЗТ «Выборгское». И ведь это только вершина айсберга. СМИ оценивали размер мнимых сельхозпаев во Всеволожске минимум в 50 га.
В Кудрово рейдеры тоже подделали решение Совета депутатов Заневского поселения от 2015 года о переводе «сельхозки» в земли населенных пунктов. Причем непохоже, что руководство поселения это сильно возмутило. «Когда я обнаружила подлог в переводе участка Александра Александрова, то, помимо письменного обращения, лично посетила главу МО В. Е. Кондратьева и главу администрации А. В. Гердия. На мои слова о том, что я видела его подпись, которая, скорее всего, подделана, он посмеялся и сказал, что «сколько их было, таких поддельных». Но, несмотря на то что администрация письменно признала факт отсутствия перевода, никаких мер к устранению подлога она не предприняла».
Спектакль одного зрителя
Около двух лет Любовь Иванова добровольно исполняла перед чиновниками роль городской сумасшедшей, требуя вернуть муниципалитету украденное у него имущество. «Я была на приемах в администрации, в прокуратуре, в Кадастровой палате, в Управлении Росреестра и даже в ФСБ. Обратила внимание, что сначала все проявляют заинтересованность, а после наведения справок и получения неких установок теряют интерес и ограничиваются отписками».
Однако вода камень точит, и Ивановой удалось обратить внимание областной прокуратуры на очевидные подлоги. В конце 2015 года замначальника управления по контролю за исполнением федерального законодательства М. В. Волницкий установил, что пай Нумцовой и сформированные из него участки на самом деле «не входят в состав паевых земель АОЗТ «Выборгское», так как еще в 1990–1991 гг. были переданы в специальный земельный фонд райсовета. Получалось, что господин Рассказов распоряжался тем, что ему вовсе не принадлежало. После этого прокуратура подготовила иск в защиту неопределенного круга лиц с требованиями признать недействительным межевание и постановку на кадастровый учет пая Нумцовой (имеется в редакции). Дело было принято к рассмотрению Всеволожским городским судом 31 марта 2016 г. Забрезжила надежда.
Однако больше прокуратура не сделала ничего. «Исковое заявление сразу показалось мне, мягко говоря, неполным. Прокуратура требовала снять с кадастрового учета лишь один из участков, образованный из пая Нумцовой. А как же остальные? Удивляла также неприкосновенность личности совхозницы. Она не фигурировала в качестве третьего лица, ее ни разу не вызвали в суд для дачи объяснений». Кроме того, прокуратура почему-то не потребовала обеспечительных мер, в результате чего в течение года, пока шло разбирательство, участок успели незаконно перевести в земли населенных пунктов, а в довершение всего – еще раз поделить, сняв с кадастрового учета. Теперь формально того участка, который упоминается в исковом заявлении, в природе вообще нет. Иванова писала жалобы, но прокуратура их игнорировала.
Но самое главное – это фантастически некомпетентная защита иска. «В течение шести заседаний прокуратура присылала на заседания разных девушек в форме, которые ничего не знали о сути дела и не могли ответить ни на один вопрос», – говорит Любовь Иванова. По ее словам, судья Г. Б. Орлов на каждом заседании указывал прокурорским девушкам на недочеты, но тщетно. «Больше всех я выступала, – продолжает Иванова. – Хотя я и слушатель, на процессе имею право только дышать».
«Но поскольку судье не с кем было там разговаривать (девушки приходили неподготовленные), он разрешал мне подсесть к столу и участвовать в процессе. Я даже представить не могла, что так может выглядеть суд. Это был цирк какой-то».
Ни на одном из заседаний суда не присутствовал представитель администрации Заневского МО, хотя судья указал, что именно ее права здесь нарушены больше всего – отчуждена муниципальная земля.
На последнем заседании 13 марта судья Орлов заявил, что снимать с кадастрового учета уже нечего, так как искомого участка уже не существует. Итог: в удовлетворении иска отказано. В течение двух-трех недель судья будет готовить мотивационную часть решения. Потом, возможно, прокуратура подаст апелляцию, а может, и нет. «Короче, задача максимально оттянуть время выполнена», – подытоживает Любовь Викторовна. Действительно, не совсем ясно, зачем подавать в суд, чтобы потом старательно проиграть. Ведь проигрыш означает, что участок теперь узаконен. Что сильно затруднит дальнейшую борьбу с земельными рейдерами, даже если в будущем ею займутся более добросовестные структуры.