Про тот день
В понедельник мой город стал ближе к Европе – Парижу, Лондону, Берлину, Брюсселю, Мадриду…
Остановлю скорбный перечень.
В понедельник мой город стал ближе к остальной России – Москве, Волгограду, Волгодонску… тоже остановлюсь.
Не будет прежней и «Техноложка». Недавно пытался составить личный рейтинг самых симпатичных мне станций. На первом месте – «Черная речка», несмотря на печальную культурную ассоциацию. На втором – «Технологический институт». Может, потому что красная, Кировско-Выборгская ветка была моей с детства, а «Техноложка» – первая станция Настоящего центра. Еще всегда нравилась студенческая толчея Техноложки, без базарной толчеи Сенной и туристской толчеи Гостинки.
Теперь «Техноложка» по-прежнему любимая, но другая.
И вообще питерское метро теперь другое. Все равно, буду ездить и дальше в самом глубоком и любимом метро в мире.
Что порадовало? Беспокойство людей из других городов и стран: «Ты в порядке?», «Все у вас в порядке?», «Отзовитесь».
Порадовала спонтанная доброта и правильная административная реакция. Бесплатные автобусы, трамваи, троллейбусы, электрички и маршрутки. Отчасти бесплатное такси. Распахнувший все шлагбаумы ЗСД. Мой брат, который вчера подвез с Кирочной на «Пионерскую» работника хлебозавода, и тысячи других земляков, поступивших так же. «Мемориал», предложивший зайти в офис на Рубинштейна тем, кто замерз и устал, согреться, выпить чаю.
Что не порадовало. Сравнения Москвы и Питера. Мол, в Москве после терактов шакалы возили по пятикратному счетчику, а у нас – бесплатно. Во-первых, волонтерство было и в Москве, во-вторых, шакальство случалось и в этот раз, ну а в-третьих – зачем?
Не порадовали и посты о том, что где-то идет война, поэтому жертвы в Питере мне индифферентны. Безразличие – это молчание. Публичная индифферентность – анонимная благотворительность, под телекамеру, с именем благотворителя.
Что же касается версий… Скажу кратко: очень хочется верить, что сменится власть и не будет терактов. Увы, есть много стран, где власть меняется, а теракты – продолжаются. От традиционных групповых нападений до импровизаций индивидуума, индоктринировавшегося в интернете и там же нашедшего простые инструкции. Поэтому – верим в лучшее, добиваемся лучшего, но при этом готовимся к тому, чего, дай Бог, не случится.
Погибшим вечная память. Раненым – скорейшего выздоровления. Живем дальше.