Заезжайте, если сможете
Фото: предоставлено «Красивым Петербургом»

Заезжайте, если сможете

9 июня 2017 09:57 / Общество

Отдельные островки доступной среды уже появляются из моря непонимания.

В Петербурге много говорят о создании доступной инфраструктуры для маломобильных групп населения. И как ни странно, многое делается. Но устраивает ли результат самих инвалидов? Уже второй год в Петербурге проводится акция «Доступный город», цель которой – протестировать то, что в итоге получилось.

Ждем тех, кто не знает

Акция «Доступный город – 2017», организованная рядом петербургских общественных организаций и движений, уже прошла в большей части районов города. Инвалиды-колясочники выходили на заранее согласованные маршруты и пытались преодолеть их без посторонней помощи, попутно заезжая во все встречные учреждения – или чаще не заезжая, так как они для инвалидов не приспособлены.

На каждую акцию обязательно приглашались представители районной администрации, муниципалитетов, депутаты Заксобрания от данной территории и чиновники профильных комитетов.

«Маршруты предлагают сами колясочники, члены нашей организации, – рассказывает Екатерина Мехнецова, представитель СПб ОПОИ «На коляске без барьеров»


«Муниципалы и администрации откликаются на наши приглашения, а вот депутатов ЗакСа мы ни разу не увидели».


Плохо то, что из администраций приходят чаще всего только сотрудники отделов соцзащиты – но они-то как раз более-менее знают обо всех наших проблемах. Мы приглашаем также отделы благоустройства, жилищно-коммунальный, потребительского рынка, ведь решение конкретных проблем часто зависит от них, а они в ситуации разбираются недостаточно хорошо».

Во время прохода по маршруту составляются протоколы: где недостаточно занижен бордюр, чтобы на него заехать, где пандус сделан слишком крутым, где кнопка вызова сотрудника из учреждения недоступна для инвалида, а где вообще доступная среда не ночевала. По идее, впоследствии администрация должна проследить за исправлением ситуации.

«Сбербанк» твитит

7 июня колясочник Максим Никонов протестировал доступную среду Красносельского района на ул. Маршала Захарова.

«Я участвую в акции второй год, – рассказал «Новой» Максим. – Много позитивных изменений за год произошло, но, к сожалению, есть и отрицательный опыт. Например, я не могу попасть в «Сбербанк»: до кнопки вызова сотрудника не дотянуться, да к тому же она, похоже, не работает. В этом году мне нужно будет получить банковскую карточку, а мне туда не попасть».

По словам участника акции Красимира Врански («Красивый Петербург»), «Сбербанк» моментально отозвался на твит о проблеме с доступом в отделение: обещали исправить на следующей неделе. Так же оперативно реагируют на твиты операторы связи.

«В некоторых магазинах и организациях мы оставляли в книгах жалоб и предложений свои благодарности, – рассказывает Красимир. – В тех же, где ничего для инвалидов не предусмотрено, – напротив, писали пожелания. Были и магазины, где нас принимали как мошенников и говорили, что «инвалиды к ним не ходят». Конечно, не ходят, если им не зайти! Я буду обращаться в прокуратуру по тем адресам, где не организована доступная среда».

Я не я, и остановка не моя

Светлана Быстрова, инвалид и руководитель движения «Колясочники Питера», также инспектировала Красносельский район, но по другому маршруту. «За год изменений очень мало, – пояснила она. – Больше всего беспокоит, что не сделали понижения поребриков, это очень большая проблема для нас. На акцию приезжали из Комитета по транспортной инфраструктуре, но не было никого из Комитета по благоустройству. А нужно обязательно собирать их всех, так как часто не найти хозяина участка земли: администрация кивает на КРТИ, те на Комитет по благоустройству и так далее – проблема красных линий очень серьезная. В итоге никто ничего не делает. Например, у нас в прошлом году были обнаружены две недоступные остановки. Одна из них принадлежит АЗС – там бизнес среагировал, все хорошо сделали; рядом городская – никаких изменений, хотя жалуемся с 2014 года».

Особенно возмущает Светлану то, что при освоении новой территории можно было сразу предусмотреть элементы доступной среды, ведь все нормативы уже есть, а строить правильно сразу – намного проще и дешевле, чем потом переделывать. «Очень порадовали муниципалы, отвечающие за внутридворовые дорожки, – продолжает Быстрова. – Прислали отчет по прошлому году по нашим объектам, что-то уже сделали, остальное обещают сделать в ближайшие два года».

Спорт не для всех

Разиля Ермакова участвовала в «Доступном городе» во Фрунзенском районе. По ее словам, на улицах все еще слишком много недоступных поребриков – что существенно ограничивает свободу передвижения инвалидов.

«На почте положили железные рельсы на ступеньки – заехать по ним невозможно, – поясняет Разиля. – По закону уклон подъема пандуса должен быть не больше восьми градусов, а здесь все тридцать. Хорошо, у почты есть кнопка – ко мне выходят. А вот ближайшую к нам аптеку так и не удалось уговорить сделать нормальный пандус. Мы обратились в суд и выиграли в первой инстанции, аптека подала апелляцию, теперь ждем горсуда. Кстати, в новом здании суда Фрунзенского района все отлично сделали. С другой стороны, в здании администрации района пандусы сделали, но не до конца: я могу добраться до лифта и на нем подняться на второй этаж и выше, а вот к кабинетам первого этажа из холла – никак, там непреодолимые семь ступенек».

Разиля Ермакова открыла в городе спортивный клуб «Паралимпик» для занятий футболом и флорболом (типа хоккея на колясках). Питерская команда уже ездила на соревнования в Финляндию. Проблема в том, что для клуба до сих пор не могут найти нормального помещения: сейчас занятия проводятся в хореографическом кабинете 10 на 10 метров. «Я обращалась в администрацию, – говорит Разиля. – Они не смогли найти ни одного спортзала с доступной средой».

Паркуйся осмотрительно

Максим Лапшин, председатель общественного совета ОПОИ «На коляске без барьеров», тестировал доступную среду Курортного района. Как ни странно, оказалось, что в его родном Песочном среда лучше, чем в городе: никаких бордюров вдоль дорог просто нет, поэтому и проехать на коляске проще.

Пандус в поликлинике сделали меньше чем через неделю после акции; в ДК, в администрации доступная среда есть. Также об установке пандуса сообщила полиция Песочного.

«Я перемещаюсь на автомобиле и регулярно сталкиваюсь с проблемами парковок для инвалидов, – рассказывает Максим. – Специальные места для инвалидов есть уже много где, а если нет, их создания можно добиться. Например, в 40-й больнице Сестрорецка парковки не было, я написал письмо в администрацию – и через неделю специальные места были выделены. Но часто оказывается, что эти места заняты машинами без опознавательного знака «инвалид».

По словам Лапшина, чаще всего автовладельцы с пониманием реагируют на замечания и переставляют свои машины, если их попросить. Если же нарушителя рядом нет или он ведет себя агрессивно (Максим столкнулся с таким лишь однажды), можно сфотографировать нарушение и отправить фото в ГИБДД, которая выпишет штраф. Рано или поздно сарафанное радио заработает и водители поймут, что места для инвалидов действительно нужны инвалидам.

Не обходится и без курьезов: «В больших гипермаркетах мест для инвалидов иногда выделяют слишком много, – поясняет Максим. – Парковок не хватает, и посетители начинают занимать места для инвалидов; а если уж начали – то занимают все».


По общему наблюдению участников акции, ситуация с общественным транспортом для инвалидов в городе стала значительно лучше.


Колясочник действительно может воспользоваться низкопольными автобусами, троллейбусами и трамваями, тем более что теперь их водители, как и сотрудники метро, чаще всего готовы оказать необходимую помощь. Хотя проблем все еще очень много: например, если остановка трамвая находится посреди проезжей части, там в принципе невозможно организовать съезд.

Далее везде, но постепенно

Президент правозащитной организации «На коляске без барьеров» Юлия Яганова отмечает, что доступная среда – это не только колясочники, нельзя забывать также об инвалидах-опорниках, глухих, слабовидящих и людях с ментальными нарушениями. По закону все они не должны испытывать дискриминации.

«Надо понимать, что доступная среда нужна очень широкому кругу жителей нашего города, – поясняет Юлия. – Это и мамы с колясками, и пожилые люди, которым сложно передвигаться по крутым лестницам. Бизнес, особенно мелкий и средний, часто пренебрегает доступной средой, из-за чего теряет много самых разнообразных групп клиентов».

Сейчас город действительно пытается делать что-то для появления доступной среды. Проблема, по мнению Юлии Ягановой, в том, что не хватает специалистов, из-за этого многие выполняют решения «для галочки»: кто-то из ложного чувства экономии, а кто-то просто не понимая, как сделать правильно.

Типичные примеры – кнопки вызова сотрудника почты или «Сбербанка», которые отделяются от инвалида непреодолимой ступенькой. Или пандус, к которому не проехать из-за высокого бордюра – как в МФЦ на аллее Котельникова, 2.

Юлия Яганова отмечает, что по закону услуги всех учреждений и организаций, государственных и коммерческих, должны предоставляться всем, независимо от состояния здоровья. Конечно, где-то организовать доступную среду просто невозможно, особенно в старом фонде. Но в таком случае сама организация обязана обратиться к местному объединению инвалидов и согласовать с ним, как именно она сможет предоставлять людям с ограниченными возможностями свои услуги: если доступ организовать никак не получается, услугу можно предоставлять дистанционно или по месту жительства.

«Мы понимаем, что сразу всё и везде сделать не получится, – поясняет правозащитница. – Лучше делать маленькие шаги, но двигаться вперед. Там, где происходит каждодневная работа из мелких, вроде бы незначащих вещей – а она в Петербурге действительно проводится, – в итоге будет результат».

  • С 1 января 2016 г. в законе «О социальной защите инвалидов» появилась статья 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности». Теперь «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности» является нарушением закона. Причем подкреплены права инвалидов статьей 9.13 КоАП: за уклонение от создания доступной инфраструктуры – штраф до 30 тысяч.


vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close