«Масштабы репрессий беспрецедентны». Подводим итоги судов над участниками митинга 12 июня
Последние двое суток делами задержанных на акции против коррупции в России были загружены почти все петербургские районные суды.
Вопрос с территориальной подсудностью решили просто: к делам оппозиционеров «пришили» нарушения, якобы совершенные уже в районных отделах полиции.
В вечеру 15 июня судьи вынесли 1043 обвинительных приговора для 522 задержанных на митинге (по двум статьям административного кодекса). Выход на улицу в День России в среднем обернулся денежными штрафами 5–10 тыс. руб. вместе с неделей заключения в изоляторе. Максимальное наказание – 15 суток ареста и штраф в 20 тысяч получил 21-летний студент Петр Яблонский. Суд счел отягчающим обстоятельством участие молодого человека в митинге 26 марта.
Подавляющее большинство обвиняемых свою вину не признали. Но были среди задержанных и те, кто, по их собственным словам, выступать против власти не собирался. Так, студент медицинского факультета СПбГУ Даниил Степанов на вопрос судьи о своих политических взглядах заявил, что собирается подумать об этом после окончания учебы, а ассоциироваться с толпой на Марсовом поле не хочет. «У вас такая благородная профессия, а вы в этой компании оказались», – пристыдила молодого человека судья, выписывая штраф в 11 тысяч рублей.
12 июня во время прогулки по Марсову полю под руку к правоохранителям попалась и гостья из Моздока Эвелина Муртазина вместе с 19-летней дочерью. Один из судей Фрунзенского районного суда оправдал женщину, а другой вынес ее ребенку обвинительный приговор (при одинаково составленных протоколах). Чтобы не разлучаться с дочерью, Муртазина попросила суд пересмотреть решение по своему делу и вместе с ней отправилась отбывать приговор в 10 суток ареста.
Эвелина Муртазина // Фото: Ксения Чапкевич
Единственный в Петербурге городской изолятор временного содержания на Захарьевской ул., 6, рассчитан всего на 50 мест, но, по информации «Новой», в нем уже отбывают срок около 140 осужденных.
18 человек, включая правозащитника Динара Идрисова, арестованного накануне за неисполнение распоряжения судьи, доставлены в спецприемник г. Гатчины (Красная ул., 5, стр. 1). Некоторые из задержанных на митинге продолжают оставаться в отделах полиции даже после приговора суда.
Отпустите журналиста!
10 суток в изоляторе на Захарьевской проведет сотрудница петербургского глянцевого журнала «Собака.Ru» 25-летняя Ксения Морозова. 12 июня девушка находилась на Марсовом поле, имея все необходимые документы – редакционное задание и пресс-карту, но помочь ей не смог даже депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. «В отделе полиции мне стали объяснять, что Ксения задержана, потому что у нее не было аккредитации на митинг», – рассказал «Новой» Вишневский. Несмотря на широкий резонанс, редакция «Собаки» решила не поднимать вокруг ситуации шума и не подавать апелляцию.
Ксения Морозова (на переднем плане) и другие задержанные в 12-м отделе полиции // Фото: vk.com
Сохранилось фото и видео задержания 12 июня на Марсовом поле фотокорреспондента Давида Френкеля: «Отпустите журналиста! У него есть редакционное задание и пресс-карта!» – кричит подруга фотографа вслед сажающим Френкеля в автозак «космонавтам». Примечательно, что в том же ролике засветился и начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Петербургу Вячеслав Степченко. Человек, ответственный за взаимодействие силовиков с прессой, наблюдает за происходящим с плохо скрываемой улыбкой. Сам Степченко на вопрос, почему он видел арест журналиста, но никак не отреагировал, позже заявил, что глагол «видеть» подразумевает некую субъективную, а не объективную составляющую.
Из круга ярости
Как только в соцсетях появилась информация о том, что в изолятор на Захарьевской не пускают правозащитников, к зданию ИВС начали прибывать люди. Поначалу растерянные родственники и друзья задержанных интересовались друг у друга списком разрешенных продуктов, а позже опустошили весь продуктовый магазин напротив. Петербургским активистам удалось организовать сбор денег для оплаты штрафов задержанным, а также передачу еды и вещей.
Передача продуктов заключенным ИВС на Захарьевской // Фото автора
Одиночный пикет у здания изолятора // Фото автора
Помогло и то, что самой известной личностью среди городских арестантов по делу 12 июня оказалась создатель и координатор общественных проектов «Трава», «Открытая карта», «Ресторанный день в Петербурге» и других Ольга Полякова. «12 суток за желание узнать, почему система поощряет коррупцию!», «Самое первое и самое сложное – выйти из собственной ярости», «Есть ощущение, что хрен вам, нас больше!» – комментируют друзья запись девушки из ИВС, собравшую сотни репостов.
Ольга Полякова // Фото: vk.com
- Юристы «Открытой России» оспаривают сроки задержания горсуде. Рассмотрение первых дел назначено на 22 июня (то есть на время, когда срок ареста у всех участников митинга уже истечет).
-
Сбор средств на помощь задержанным ведут несколько общественных организаций: «Открытая Россия» (карта Сбербанка 4279 3800 2703 5379), штаб Алексея Навального в Петербурге (Яндекс-кошелек 410014137742085, Сбербанк 4276 5500 3756 7016), а также независимые активисты (Яндекс-кошелек 410011351265083). Все сборщики обещают по итогам представить отчетность о расходовании средств.