Опять прокатили
Фото: Александр Коряков // Коммерсантъ

Опять прокатили

2 июля 2017 20:26 / Общество

Смольный продолжает спонсировать компанию «Велогород», которая второй год подряд проваливает летний сезон.

На выходных «Велогород» объявил, что заканчивается «тестовый период» городской сети велопроката и сервис запускается «в полной мере». Видимых перемен, правда, никто не заметил – очевидно, московская компания поспешила сделать объявление для галочки – этого от нее ждут чиновники.

На низком старте

Проблемы у «Велогорода» не заканчиваются с прошлого сезона. В 2016-м «Новая» писала, как компания при финансовой поддержке правительства города заменила чешское программное обеспечение системы на российское. Иностранный софт якобы не был приспособлен к нашим погодным условиям, да и обслуживать его себе дороже. Отечественную начинку тогда торжественно представили в помещениях Центра импортозамещения и локализации. Жалобы сыпались в офис компании со дня запуска 30 апреля. В течение весны-лета-осени разработчики латали возникавшие дыры, но в целом сезон оказался сорван. По опросам проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга», в 2016 году большинство петербуржцев остались недовольны общественным велопрокатом.

В марте 2017 года в Смольном наконец заметили, что с велопрокатом в городе творится что-то неладное, и дали «Велогороду» неделю на подготовку подробного плана развития велопроката. Вице-губернатор Игорь Албин и вовсе заявил, что неплохо бы среди компаний, которые получают городские субсидии, усилить конкуренцию. Но, судя по всему, на этом негодование чиновников закончилось.

В этом году первые две станции «Велогород» запустил только 20 апреля, и то «по рекомендации» Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). До конца мая компания планировала работать в тестовом режиме, что вызвало недоумение горожан: как можно целый месяц и без того короткого теплого сезона отдать на тестирование? Почему не обкатывали систему зимой? В ответ на бурю в комментариях группы «Велогорода» ВКонтакте администрация сообщила, что будет блокировать пользователей, которые критикуют их «неконструктивно».

Фото: gov.spb.ru

Между тем вопросов к «Велогороду» копилось все больше и больше. К концу мая речи о полноценном запуске и не шло. Велосипедов было мало, замки на станциях не срабатывали, в мобильном приложении счетчик накручивал деньги ни за что. Тест продлили до середины июня, а потом и до начала июля. В это время SMM-щик компании с хорошо подвешенным языком объяснял пользователям, что «станция велопроката – это не просто железный каркас, главным является внутренняя IT-начинка и электроника, которая требует филигранной сборки».

Корреспондент «Новой» воспользовался системой в середине июня, но столкнулся с майскими неполадками. «Филигранная сборка» продолжала барахлить. В конце июня сдвигать сроки уже совсем неприлично: в ответе на запрос «Новой» КРТИ пообещал, что в июле прокат заработает «в штатном режиме». Справедливости ради заметим, что на время теста любой абонемент стоил всего один рубль.

Чтобы раз и навсегда избавить «Велогород» от нужды отвечать на одинаковые вопросы сердитых горожан, «Новая» собрала самые из них типичные, удалила ненормативную лексику, запрос отправила в компанию и готова была опубликовать ответы. Не дождавшись в назначенное время отклика, мы позвонили на горячую линию – других контактов на сайте не указано. «Вам ответят, если посчитают вопросы интересными», – равнодушно ответила девушка-оператор, посоветовавшись с кем-то. «Так я вообще могу рассчитывать на ответ?» – «Вы, конечно, рассчитывайте, но сроки мы назвать не можем».

Стартап за наши с вами деньги

Судя по всему, в «Велогороде» не совсем отдают себе отчет, на чьи средства они создают свой, как там говорят, «уникальный» продукт. Хотя в ответе «Новой» КРТИ лукаво пишет, что «создание сети велопроката осуществляется за счет средств ООО «Велогород», в действительности это не совсем так.

КРТИ уже давно заявлял, что городской общественный велопрокат нерентабелен. В заявках на выделение субсидий он называется социально значимым проектом. Это значит, что по итогу сезона компании выплатят разницу между доходом и расходами. Так, в 2015 году прокатчики получили от города 24,043 млн рублей, а в прошлом – 50,5 млн. В этом году максимальная субсидия составила 68,8 млн.

«Я знаю ребят, которые там (в «Велогороде». – Прим. ред.) работают, они занимаются правильным делом, – говорит координатор «Велосипедизации» Ольга Мнишко. – Но мне непонятно, почему за наш, налогоплательщиков, счет оплачивается этот стартап». По ее словам, сегодня результат работы «Велогорода» можно оценить как нулевой.


«Сеть городского велопроката – это когда на велосипеде можно добраться из дома до работы. Сегодня же мы видим, что станции открыты только в центре города, а велосипедов не хватает. Это полный провал», – заключает Мнишко.


Действительно, в карте приложения «Велогород» на 2 июля отмечены только 49 станций из 80 обещанных (хотя КРТИ указал в письме «Новой» 90 станций). Девять из них – в Петергофе (разработчики не советуют ездить из Петергофа в Петербург и наоборот, чтобы избежать сбоев). На 23 станциях нет ни одного доступного велосипеда, на остальных – от одного до трех. В соцсетях компания обещает, что «в этом сезоне будет более 600 велосипедов». Правда, опыт подсказывает, что доверять этим словам не стоит. Между тем «тестовую» плату за абонемент в один рубль с первого июля отменили, хотя проблемы и не исчезли. Теперь одна поездка обойдется в 45 рублей, суточный абонемент – 129, месячный – 599, а сезонный – 1199 рублей. В каждом случае придется доплачивать за поездки длительностью свыше 30/45 минут.

Никаких конкурентов, кроме совсем мелких компаний, за четыре месяца на городской рынок не пустили. В конкурсах на субсидии от Смольного кроме «Велогорода» по-прежнему никто не участвует.

  • «Велогород» принадлежит Алексею Линькову, который руководит Центром управления инвестициями (ЦУИ). Выручка ЦУИ за 2015 год составила 37,4 млн руб. с чистой прибылью 5,9 млн. Владеет центром ПАО «Российский национальный коммерческий банк», на 100% принадлежащее Росимуществу.
  • В Москве сеть городского велопроката «Велобайк» насчитывает свыше 350 станций, 3500 велосипедов – почти в десять раз больше, чем в Петербурге. 18 июня там установили рекорд – 29 018 прокатов за один день.