Идеальная модель для Исаакия
Равняться предложено на музей, окормляемый протоиереем Александром Пелиным.
В Петербурге разгорается новый очаг культуры. Православный активист Григорий Гершкович трансформировал свой бизнес-центр в центр духовный – с домовым храмом, часовенкой и «Петербургским художественным музеем». Как декларируется учредителем, музей обладает коллекцией авторских художественных произведений, являющейся «наиболее полной визуализацией Библии в изобразительном искусстве». Попытка лишить Ватикан пальмы первенства, правда, не задалась – на поверку десятки этих произведений оказались анонимными раскрасками графических иллюстраций к Библии массовых изданий XIX века. Музей предлагает также «сервисные услуги» – «встреча гостей артистами в бальных платьях» или «в народных костюмах» и ужин под пение казачьего хора или «произведения известных композиторов».
Духовная скрепа с бизнесом
На набережной Смоленки в непримечательном сталинском здании еще недавно бытовал рядовой бизнес-центр и сдавались в аренду залы – как рекламировалось, «идеально приспособленные для проведения банкетов и фуршетов», с культурной программой в придачу (предлагалось, например, под хорошую закуску и веселые развлечения «встретить конец света»). Нынче о тех временах напоминает разве что сохраненная умопомрачительная расцветка залов: один ядовито-зеленый, с канареечными виньетками, другой – цвета фуксии, с лиловыми колоннами.
Зато содержание теперь очень боголепное. Оно и неудивительно – за духовное тут отвечает председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. «Духовным центром […] музея является домовой храм во имя иконы Божией Матери «Трех Радостей», настоятель – протоиерей Александр Александрович Пелин. Деятельность […] музея получила Святительское благословение Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского», – говорится на сайте организации.
Маленький гигант больших полотен
Храм в стенах бывшего Культкомбината завода им. Козицкого появился не так давно. Предприниматель Григорий Гершкович, ставший совладельцем пятиэтажной сталинки в 90-е, сначала использовал здание под бизнес-центр. А к середине нулевых пытался создать в нем Международный центр искусств. Особой прибыли с этого не ждали, но надеялись на некоторый доход с продажи картин и билетов на мероприятия. «Мы хотим занять такую нишу, чтобы выставлять самых дорогих российских художников с мировым именем, а также большие полотна», – объяснял свою цель Гершкович.
С нишей дорогого и крупногабаритного, похоже, не задалось. До тех пор как Григорий Гершкович вошел в совет православных общественных организаций, пустующие залы стали принимать форумы православных активистов с такими пунктами в повестке, как «идейно-теоретические обоснования русской модели государственности», «формы социальной мобилизации граждан России» и «вопросы консолидации патриотических сил региона на духовно-нравственных началах». Не чужда оказалась и ниша рекламы – Гершкович вошел в жюри конкурса социальной рекламы «Мир нашему дому», организуемого Санкт-Петербургской и Тихвинской епархиями РПЦ при поддержке администраций Петербурга и Ленинградской области. Почетным председателем жюри значится митрополит Варсонофий, заместителем председателя – протоиерей Александр Пелин.
На фото слева направо: Григорий Гершкович, Константин Серов, Александр Пелин
Последний с декабря прошлого года и стал настоятелем храма иконы Божией Матери Трех Радостей в бизнес-центре. Посвящение храма этой иконе Григорий Борисович объясняет стремлением «отразить специфику России, в том числе Санкт-Петербурга, когда пришедшая с Запада религиозная картина «Святое семейство» становится православной иконой Трех Радостей; главная идея этого посвящения – если возможно, брать лучшее, что есть в традициях других культур, воцерковлять и делать это достоянием православной культуры».
Раскраски для взрослых
В письме к митрополиту Варсонофию (январь 2017-го) Григорий Гершкович, испрашивая благословления на «духовно-просветительскую деятельность» своего учреждения, сообщал: «Музей располагается в историческом центре города, на Васильевском острове, в здании площадью более 5500 кв. м. Фонды музея составляют 7600 единиц хранения, которые будут экспонироваться в 30 выставочных залах. […] Музей начал работу над уникальным проектом – созданием коллекции библейской живописи «Вифлеемская звезда», это наиболее полная визуализация Библии в живописи. Нашими художниками уже создано 85 полотен с изображением библейских сюжетов».
Обращаясь к митрополиту, господин Гершкович не рискнул напрямую называть эти полотна авторскими произведениями, но на сайте музея такое утверждение есть. При этом ни один автор не указан.
Но не зря же наш город называют культурной столицей. К амбициозной саморекламе доселе неизвестного музея обратил внимание филолог Никита Охотин. В фейсбуке по этому поводу разгорелась бурная дискуссия, итоги которой подвел его коллега Андрей Костин:
«Как показывает немудрящий поиск по изображениям «Гугла», т. н. полотна нового художественного музея представляют собой преимущественно раскрашенные копии иллюстраций к массовым изданиям Библии, созданным в XIX веке, наиболее частотный источник – серия Шнорра фон Карольсфельда, но в трех случаях предметом плагиата оказываются (разумеется, через последующие тиражные повторения) Рубенс, Карраччи и Пьетро да Кортона. А Иоанн Креститель, независимо от основного источника, списывается с «Явления Христа народу» А. Иванова. Полный корпус «полотен» с их гравированными соответствиями можно посмотреть здесь.
Ситуация кажется мне настолько прозрачно ясной, что я позволил себе не пускаться в атрибуционные изыскания. Как установил Никита Охотин, создатель по меньшей мере одного из «полотен» музея – художник Дмитрий Карпухин.
В презентации этого музея, которая видна на его сайте, – музея, наполненного симулякрами «авторских художественных полотен», – мне видится или невежество, или недобросовестность его создателей, и я очень надеюсь на первое. Но в любом случае я не очень понимаю, зачем ведомству, представляемому Александром Пелиным, явно благоволящим этому странному музею, нужен Исаакиевский собор».
Все в бальных платьях
В заведении, окормляемом протоиреем Пелиным, публику развлекают не только раскрасками. Презентационный буклет манит «вечерами в стиле «Салон»: «…Хочется чего-то утонченно прекрасного, неуловимого и манящего. И шлейф ароматов, оттенков и соблазнов весны плавно перенести в лето… А почему бы не сделать этот маленький праздник? В последний майский день устроить вечер в стиле «салон»: светский, немного эклектичный и совсем непринужденный…» Из прочих «сервисных услуг» – «встреча гостей артистами в бальных платьях» или «в народных костюмах» и ужин под пение казачьего хора или «произведения известных композиторов». Готовы также «на базовой основе формировать программы под конкретно обозначенную национальную тематику».
Цель реализации совместного проекта Пелина (переведенного из Сампсониевского собора настоятелем в домовую церковь в Адмиралтействе, после того как он рассылал анонимку, обвиняя директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова, будто он заказал и оплатил уничтожение «Мефистофеля» с дома на Лахтинской. – Прим. ред.) и Гершковича – «находить взаимодействие между церковным и музейным сообществом», где нынче «создано напряжение». Похоже, цель достигнута. На освещении храма в стенах бывшего бизнес-центра Александр Пелин заявил о явлении в лице окормляемого им заведения «прецедента, когда в одном пространстве найден компромисс между музеем с его функцией сохранения и духовной доминантой – храмом с регулярным богослужением».
И зачем, правда, вам Исаакий?