Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Неостановимая логика закрытия

1 октября 2017 09:55 / Общество

Европейскому университету не выдали лицензию и выселяют из второго здания.

После того как 27 сентября в новое здание Европейского университета в Петербурге нагрянул с проверкой Рособрнадзор, отказавшийся выдать новую образовательную лицензию, версию о том, что проблемы вуза закончатся с освобождением дворца Кушелева-Безбородко, можно признать несостоятельной.

Напомним, борьба за сохранение университета развернулась в январе этого года, когда Смольный подал иск о выселении вуза из особняка на Гагаринской улице, обвинив в нарушении условий охраны памятника культуры (речь шла об установке двух стеклопакетов). В июле вуз взял в аренду новое здание по соседству с дворцом и начал переезд, рассчитывая уже в сентябре заново пройти процедуру аккредитации (старой лицензии вуз был лишен по решению суда).

Однако нагрянувшие в университет ревизоры пришли к выводу, что новое здание не приспособлено для обучения студентов с ограниченными возможностями, а материально-техническое обеспечение помещений не соответствует условиям для проведения в них занятий по истории, антропологии и философии. При этом какие именно недоработки мешают учебному процессу, в акте проверки не сообщается. Сотрудники вуза обратили внимание и на откровенно ангажированный состав проверяющий комиссии, взгляды которой на образовательный процесс явно расходятся с современными европейскими. Так, одна из ее членов, проректор по учебной работе Государственного университета по землеустройству Ирина Широкорад, в своих публикациях утверждает, что «справиться с современными вызовами» Россия может, «лишь опираясь на духовный опыт и культурно-исторические традиции [...]» в пику «мировой закулисе» и их ставленникам в руководстве США».

«До конца прошлой недели можно было думать об излишне бюрократическом рвении, писать о собственной логике чиновничьей машины, интерпретировать события как столкновение очевидного государственного интереса (сохранить хороший университет) и формализма чиновной корпорации. И можно было даже, пусть с сомнением в душе, во все это верить, – говорит профессор Европейского университета, историк-американист Иван Курилла. – Разночтения могут оставаться только в диапазоне от «максимально затруднить жизнь Европейскому университету в год выборов» (это снова неумеренный оптимизм) до «закрыть совсем».


«Еще один вывод: объяснять начальству, что ЕУСПб хороший университет, уже не стоит, – все, кому надо, об этом знают. И раз логика закрытия продолжает действовать, этот довод взвешен и отброшен как несущественный»


Еще летом глава попечительского совета ЕУ Алексей Кудрин обращался к президенту Путину с просьбой не выселять вуз из дворца Кушелева-Безбородко или предоставить ему другое здание в центре города. Письмо с резолюцией «рассмотреть и поддержать» легло на стол губернатора Полтавченко, но процесс выселения это не остановило. Позже пресс-служба администрации Петербурга сообщила, что власти приняли «принципиальное решение» разместить в историческом особняке «центр дополнительного образования в сфере IT-технологий для детей». Правда, в Смольном обещали подыскать для Европейского университета новое помещение.

Встреча ректора Европейского университета Николая Вахтина с председателем Комитета имущественных отношений Михаилом Мокрецовым состоялась в середине сентября (накануне последней проверки Рособрнадзора). Чиновник предложил составить документ, в котором перечислить параметры здания или участка под застройку, которое требуется вузу, и направить его в КИО.

Тем временем в Рособрнадзоре Европейскому университету сообщили о возможности подать еще одну заявку на получение лицензии. Проблема в том, что сейчас в вузе не знают, что конкретно нужно исправить, чтобы успеть начать набор студентов с 1 ноября. Поэтому по состоянию на конец месяца один из лучших частных вузов России продолжает находиться в подвешенном состоянии и имеет возможность организовывать только открытые лекции.