Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Конфликты имели гомофобную почву»

25 июля 2019 12:35 / Общество

В ночь на 21 июля в Петербурге убили гражданскую активистку Елену Григорьеву.

Тело 41-летней Елены Григорьевой обнаружили в кустах недалеко от ее дома по Пулковской улице в Московском районе Петербурга. Следователи сообщили о множественных ножевых ранениях. За два дня до гибели Елена опубликовала на своей странице в фейсбуке инструкцию, как вести себя людям, попавшим в список так называемого движения «Пила против ЛГБТ». Анонимные гомофобы в Сети угрожали участникам списка и обещали «жестокие подарочки». Елена Григорьева и сама была в этом списке.

Елена Григорьева переехала в Петербург из Великого Новгорода. Активистка, она участвовала во многих протестных акциях и пикетах. Последним стал пикет в поддержку сестер Хачатурян: она стояла на Малой Садовой улице с плакатом «Твой выбор — пережить насилие или самозащита». 27 июля, в эту субботу, Елена планировала выйти на согласованный митинг «Мы — сестры Хачатурян».

Делом об убийстве Елены Григорьевой занялось ГСУ СК России по Петербургу. ЛГБТ-активист Александр Хмелев, который дружил с Григорьевой, рассказал «Новой», что приехал в управление СК, увидев публикации про убийство. «Мы с [активистом] Сашей Мироновым приехали в Следственный комитет сами, по собственной инициативе, чтобы что-либо узнать, — рассказал Хмелев. — Ничего конкретного нам не подтвердили, даже точно не сообщили, действительно ли убитая — Лена».

Печальная новость подтвердилась, когда молодые люди приехали к квартире активистки. Дверь была опечатана, а кота Григорьевой следователи оставили в парадной (животное забрал к себе Александр Миронов). По словам свидетелей, Миронов и Хмелев связались со следователем Никитиной, которой поручили вести дело об убийстве, и рассказали ей о поступавших Григорьевой угрозах.

«Следователя заинтересовала информация про угрозы, — рассказал Хмелев. — Особенно данные из моей переписки с Леной. Они сделали скриншоты и приобщили их к материалам дела». В этой переписке Елена жаловалась на угрозы от радикального гомофоба Тимура Булатова (также известен под вымышленной фамилией Исаев): тот якобы писал, что «присмотрел ей гроб». По словам Хмелева, угрозы от Булатова посыпались ей вскоре после того, как женщина на своих страницах в соцсетях рассказала о своей сексуальной ориентации.


Из представленных СМИ скриншотов видно, что Тимур Булатов присылал ей фотографии клинка с подписью «Как думаешь, ******** [гомосексуалов] колоть таким ******* [хорошо] будет?».


Елена ответила ему: «Всех все равно не переколешь. Нас 5 процентов из населения». Кроме того, на скриншоте есть сообщение от Булатова с текстом: «Готовься, тварь. Ты все сказала». Хмелеву женщина написала: «Если со мной что-то случится, адрес знаешь».

Елена Григорьева. Facebook.com Елена Григорьева. Facebook.com

Друзьям Григорьева рассказала, что обращалась после угроз в полицию. Представители МВД в разговоре с «Фонтанкой» заявили, что «ни одно из обращений [Елены Григорьевой в полицию] не касалось возможных угроз жизни потерпевшей».

Корреспондент «Новой» дозвонился до Тимура Булатова.

 Вы знаете что-нибудь об обстоятельствах убийства Елены Григорьевой, имеете к нему отношение?

— Эта *** мне угрожала, моей семье, моему сыну, моей жене огнестрельным оружием. У меня официально зарегистрировано заявление на эту ***. Когда ее вызывали в 59-й отдел полиции, эта *** написала, что у нее аккаунт вскрыли. На самом деле я уже через отдел «К» (кибербезопасность) МВД выяснил правду, что именно с ее айпи-адреса писались эти сообщения. Я реально подошел к полицейским и сказал: «Либо вы помогаете мне сейчас, либо я беру грех на душу».


Я два раза помолился Всевышнему, чтобы он меня избавил от греха. Он меня избавил от греха. Они должны страдать, они должны дохнуть, чтобы быть примером того, как нельзя жить. Это лично мое мнение.


— Вы ей отправляли фотографии заточки?

— Заточки? Я по образованию и по ремеслу кузнец и ювелир. Я делаю ножи.

 Вы это прислали с надписью «*** (гомосексуалов) колоть, *** (хорошо) будет?».

— Э-э, да. А почему нет? У меня у каждого ножа свое имя. Вот я последний нож сделал, и дал ему имя «Каратель *** (гомосексуалов)».

 Ну вы его не использовали по назначению?

— Конечно, нет. Но если понадобится, без вопросов вообще. Пока не понадобилось.

— Вас вызывали на допросы?

— Нет, а зачем? Всю ночь меня видела жена, друзья ко мне приходили. У меня биллинги все бьются по моим адресам. Какой толк меня вызывать вообще?


А если Всевышний распорядился, чтобы эта *** прекратила свое существование на земле, чтобы избавить землю от ее греха и грязи — Аллаху Акбар. Так и напишите.


По словам Хмелева, Елена Григорьева также жаловалась на угрозы от националистов. «В прошлом году она дала им ложную наводку, где будет проходить парад, — рассказал друг погибшей. — Они это узнали и начали угрожать, что придут к ней».

Елена Григорьева. Facebook.com Елена Григорьева. Facebook.com

Юрист ЛГБТ-инициативной группы «Выход» Ксения Михайлова рассказала «Новой», что помогала Григорьевой подать жалобу в полицию и Следственный комитет. Всего, по ее словам, было подано три заявления на разных людей. «В течение нескольких месяцев в отношении нее несколько раз были совершены преступления разного рода, — рассказала Михайлова. — В связи с тем, что она рассказала следователям об этом, ей стали поступать угрозы. Человек, который совершил в ее отношении преступление, угрожал распространить сведения о ней и о месте ее жительства, писал, что ее убьют».

Михайлова не сообщает всех подробностей «преступления», ссылаясь на адвокатскую тайну. «Фонтанка» со ссылкой на силовиков пишет, что Григорьева жаловалась на сексуальное насилие». На угрозы убийством следователь, по словам Михайловой, говорил, что угрожающий «просто сошел с ума», а по поводу угроз Булатова «отмахивался рукой», не комментируя их.

По данным СМИ, пока следователи рассматривают «бытовую» версию убийства Григорьевой. Адвокат Ксения Михайлова с такой формулировкой не согласна: «Конфликты, которые у нее возникали на бытовой почве и выливались в насильственные действия в отношении нее ранее, имели под собой гомофобную почву».

В Петербурге в течение нескольких лет продолжается насилие в отношении гражданских активистов. В феврале 2018 года нашли убитым Константина Синицина, в декабре 2017-го напали на Владимира Иванютенко и нанесли ему несколько ножевых ранений. Позже Иванютенко опознал нападавшего в Валерии Амельченко, герое расследования «Новой газеты», который рассказал о работе в структурах бизнесмена Евгения Пригожина. Ранее «Новая» писала, как неизвестные сожгли дом Романа Ходуса, избили правозащитников Данилу Александрова и Динара Идрисова.