«Переподайте заявление»
Обещанные Путиным в период пандемии деньги на детей выплачивают не всем. Причины отказа держат в секрете.
11 мая президент России подписал указ о выплате всем российским семьям, имеющим детей в возрасте до трех лет, по пять тысяч рублей ежемесячно. «Трудности, вызванные распространением коронавируса, еще не отступили. В этой связи считаю необходимым дополнительно поддержать россиян», — заявил Владимир Путин.
— Моей дочке полтора года, я заполнил заявку на сайте Пенсионного фонда, — рассказывает лидер общественного движения «Красивый Петербург» Красимир Врански. — Предоставил все необходимые данные. Спустя две-три недели мне стали звонить сотрудники ПФ РФ с мобильных телефонов и даже в выходные дни.
Рвение работников ПФ РФ объяснялось отнюдь не желанием быстрее помочь материально молодой семье:
— Они просили то копии моего паспорта, ИНН, СНИЛС, — продолжает Врански, — то фото свидетельства о рождении ребенка с обратной стороны, потому что якобы там есть графа о гражданстве моей дочери. На самом деле там пусто, вся нужная информация содержится на лицевой стороне. Меня уверяои в том, что у меня и моего ребенка нет российского гражданства.
Красимир Врански — болгарин по национальности, но гражданин России с рождения. Отец болгарин, мать русская, они познакомились и поженились в Ленинграде. И национальность, и гражданство указаны в его паспорте:
— По телефону я объяснял, что являюсь гражданином РФ, как и моя дочка, — говорит Красимир. — Что подтверждают имеющиеся в их распоряжении документы. Кроме того, все мои данные есть в их базе. В фонд ежемесячно поступают отчисления с моей работы. А главное — я бы не смог зарегистрироваться на сайте госуслуг, если бы у меня не было гражданства России!
Несмотря на неоспоримые доводы, в конце июня из ПФ РФ Врански пришло сообщение об отказе в предоставлении пособия на дочь.
Причина в документе указывалась коротко: «Отсутствует право». Других объяснений (ни письменных, ни устных) заявитель до сих пор не получил.
— Платить налоги и взносы в Пенсионный фонд я имею право, а получить пособие на ребенка — нет?! — недоумевает Красимир и предполагает, что клерки перепутали его данные и написали в графе «национальность» — русский, а в графе «гражданство» — Болгария, хотя по паспорту наоборот.
Фото из личного архива Красимира Врански
— Возможно, они считают, что у меня может быть второе гражданство и поэтому моей дочке не полагается выплата, — рассуждает Врански. — Но даже если бы оно у меня было, в постановлении президента нигде не прописано, что в этом случае пособие на ребенка до трех лет не выплачивается.
2 июля Красимир отправил обращения по факту отказа в Генеральную прокуратуру и Правительство РФ.
— Посмотрим, сколько нужно пройти кругов ада, чтобы получить мизерную поддержку от государства, — объясняет автор посланий.
«Подстава для царя»
Красимир Врански — петербуржец, известный активной гражданской позицией. Он основатель и руководитель общественных движений «Красивый Петербург» и «Петербургский гражданин», создатель «Зеленой коалиции» (объединение десятков инициативных групп, отстаивающих права петербуржцев на парки и скверы), участник объединения «Наблюдатели Петербурга». В 2019 году Врански намеревался баллотироваться на выборах губернатора Петербурга, но передумал, решив «не участвовать в фарсе».
3 июля получил уведомление из правительства РФ о том, что его обращение переслали в Министерство труда, и уведомление из Генпрокуратуры о том, что у ПФ РФ запрошена информация об отказе.
— Теперь жду ответа по существу. Жалко, что прокуроры сами не проводят проверку, а просят дать информацию ПФ РФ. Оттуда, конечно, будут какую-то ерунду нести, и значит, мне придется заново обращаться, чтобы восстановить свои права.
«Спасибо Путину за заботу»
Когда Врански рассказал эту историю в соцсетях, выяснилось, что он не одинок в своих безуспешных разбирательствах с Пенсионным фондом. Сыграли тут роль национальность и фамилия, вызывающие сомнения в его гражданстве, либо общественная активность, неизвестно. Но люди, которые в комментариях к посту Красимира жаловались на аналогичную ситуацию, не баллотировались в губернаторы и носили весьма распространенные русские фамилии.
«Новой» удалось найти не менее десяти горожан, имеющих российское гражданство, петербургскую прописку и детей до трех лет, в мае-июне подавших заявление на выплату в ПФ РФ, а в ответ услышавших: «Отсутствует право».
— Какое право? Почему оно отсутствует? Мне непонятно и ни у кого разъяснения получить невозможно! — возмущается житель Невского района Евгений Белов, отец годовалых близнецов. — Все мы помним, как добивались обещанных президентских денег врачи.
Но отказы медикам хотя бы издевательски комментировали! А нам что — гадать на кофейной гуще? Почему нам отказано в обещанной поддержке?
Я направил жалобы в прокуратуру Петербурга и Администрацию президента РФ в конце июня. Пока тишина. 3 июля повторно попыталась подать заявление на выплаты моя супруга. Ждем каких-нибудь результатов.
— Я подала заявление в ПФ РФ в середине мая и через две недели получила ответ: «нет права», — рассказывает Анна Соловьева, жительница Приморского района, мать двухмесячной малышки. — Обзвонила все существующие горячие линии, прошерстила все тематические группы в соцсетях. В одной из них мне написали: «Да, такая ошибка бывает, переподайте заявление».
Объявление на входе в отделение Пенсионного фонда РФ. Денис Абрамов / РИА Новости
Анна еще раз подготовила и отправила документы в Пенсионный фонд. Через некоторое время ей снова пришел отказ, но уже с другой формулировкой: «Право реализовано», поскольку заявление женщина подавала повторно. Результаты первого рассмотрения при этом, очевидно, не учитывались.
— Я опять кинулась за помощью на горячие линии и в соцсети, — продолжает молодая мать. — Мне подсказали: «Это был автоматический ответ, подайте заявление в третий раз, вам ответят вручную».
Анна не поленилась: 15 июня повторила процедуру в третий раз. Через две недели ей начали звонить из Пенсионного фонда. Признали: «Произошла ошибка. Это сбой из-за технической проблемы. Мы ее решим. А пока еще раз пришлите документы на электронный адрес. Мы в ручном, а не в автоматическом режиме рассмотрим ваше заявление».
— Не поверите, — говорит Анна, — но после всего этого мне и в третий раз пришел отказ.
Четвертое заявление я уже писать не стала. Позвонила в свое районное отделение ПФ. Мне ответили: «Раз такая проблема, приезжайте и выясняйте все лично». У меня ребенку два месяца, на дворе — эпидемия, а я должна ехать разбираться? Спасибо Путину за заботу!
Анна Соловьева написала жалобы в Генпрокуратуру и Правительство РФ. Надеется, что, может быть, с их помощью ситуация разрешится.
Екатерина Гаричева, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда по Петербургу и Ленобласти:
— Все проверки заявлений на выплаты проходят на федеральном уровне в автоматизированном режиме по федеральным базам различных ведомств (ФНС, ПФР, ЗАГС и др.). Если заявление не соответствует форматам или в нем допущены ошибки, такая проверка не может быть осуществлена, что влечет за собой отказ в данной выплате со статусом «отсутствие права».
Данный статус появляется в следующих случаях:
— Отсутствие возможности установления родственной связи. Например, допущены ошибки при заполнении заявления (неверно указан номер актовой записи в свидетельстве о рождении ребенка, отсутствует отчество ребенка, неполное заполнение полей, допущена ошибка в дате рождения и др.).
— Заявитель или ребенок не граждане Российской Федерации или граждане, но проживают за границей.
— Ребенок по дате рождения не попадает в эту категорию.
— Если ранее один из родителей уже оформил выплату на себя, то второму будет отказано, так как выплату может получить только один из родителей.
— При наличии сертификата на материнский капитал заявление должен подать владелец сертификата. Например, если заявление подал отец ребенка, а владельцем сертификата является его мать, такое заявление будет отклонено. Выплата будет оформлена после подачи заявления до 1 октября матерью.
По каждому заявлению проводится усиленная и оперативная работа. В случае предоставления гражданами недостоверных сведений территориальные органы ПФ РФ осуществляют обратную связь по указанным в заявлении контактным данным.