Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Стена для мудрых мыслей

14 февраля 2002 10:00

Брандмауэр - это глухая стена. Любимое место для съемок детективов. Предмет постоянного интереса со стороны властей, которые хотят на них заработать за счет рекламы. И художников, желающих оставить на стенах следы своего гениального творчества. Новую нетривиальную попытку совместить приятное с полезным они предпринимают как раз сейчас.





Сначала немного истории. В Строительном уставе, который действовал в России с 1832 по 1917 год, отношения между соседями - собственниками земельных участков регулировались «правилом брандмауэра». Он представлял собой сплошную каменную стену противопожарного назначения. Стандартный петербургский участок имел ширину 12 сажен (около 24 метров), дом от дома отделял брандмауэр. Если дом был шире, то от фасада внутрь дома шел брандмауэр, причем так, чтобы он слегка возвышался над крышей. Пробивать окна и двери в «пограничных» брандмауэрах было категорически запрещено. Это делалось не только из противопожарных соображений, но и для того, чтобы «не стеснять свободу соседнего застройщика». То есть чтобы ему не приходилось думать, как не заглушить окна соседа. Если впритык расположенные дома были разной высоты, то все правила сохранялись: брандмауэры улиц не оживляли, но безопасность и правила хорошего тона ценились выше.
После 17-го года все эти законы рухнули. Шикарные квартиры превратились в многонаселенные коммуналки, которые требовали света. В глухих стенах стали пробивать окна и двери, чем сразу заблокировали застройку соседних участков, если они пустовали или по каким-то причинам освобождались, - ведь нельзя закрывать людям солнце. Теперь, когда к брандмауэру что-либо пристраивают, приходится пробивать дополнительные окна по фасадам или придумывать иные ухищрения.
Самый яркий пример свободных стен - Литейный проспект напротив Кирочной улицы, там обнажены сразу несколько брандмауэров.
Пару лет назад питерские художники-керамисты пытались приспособить их под грандиозный проект «Дерево жизни». Они собирались изготовлять в своих мастерских фрагменты керамического дерева и затем устанавливать их на стене. Увы, идея оказалась слишком финансовоемкой и не нашла поддержки ни у властей, ни у потенциальных спонсоров. Свято место заняла, как и во многих других местах, достаточно агрессивная реклама.
Теперь художники группы «Набула» во главе с Олегом Гриненко выбрали другой, менее затратный путь. Они насчитали в историческом центре около 40 «глухих» мест и предложили программу использования стен под социальную рекламу. Среди двух десятков предложенных тем - «Молодежь против наркотиков», «Петербург - город будущего», «О, спорт, ты - мир», «Братья меньшие», «Мудрые мысли».
В интервью «Новой газете» Олег Гриненко сообщил, что главное для него - ненавязчивость рекламы: если она и не радует глаз, то уж по меньшей мере не должна раздражать. В том числе - реклама социальная. Скажем, умные мысли Пушкина и Гоголя можно украсить их автопортретами. А на визуальное сопровождение слоганов о пользе уважения к старшим или занятий физкультурой можно, к примеру, объявить конкурс среди литераторов или детей, отличающихся нетривиальностью мышления.
Самым главным вопросом, как всегда, остается финансирование. По мнению Олега Гриненко, основной источник, во всяком случае на первом этапе, - средства городского бюджета. Как сообщил нам депутат ЗакСа, председатель Комиссии по культуре Леонид Романков, в октябре прошлого года принят закон «О грантах Петербурга на производство и размещение социальной рекламы». В бюджете 2002 года предусмотрено выделить на эти цели около 1,5 миллиона рублей. В этом году городская администрация будет проводить конкурс самостоятельно, а со следующего депутаты рассчитывают и денег прибавить, и в их распределении поучаствовать.
Комиссия по культуре ЗакСа поддержала идею Олега Гриненко и рекомендовала ему подать заявку. Он обратился к главному художнику Петербурга Ивану Уралову. Письмо уже получено адресатом, но еще не рассмотрено.
В любом случае автора ждет немало проблем. Для начала он выяснил, что не сможет зарегистрировать авторское право на свою идею. Впрочем, художник не производит впечатление излишне тщеславного человека. Но есть трудности и посерьезнее. Ни для кого не секрет, как проходят конкурсы и кто в них обычно побеждает: свои люди. Есть и другое объективное препятствие - социальная реклама обычно размещается на телевидении, которое имеет несравненно большую аудиторию, так что рекламодатели по традиции нацелены именно на телевидение, а не на глухие питерские стены. К тому же рекламные фирмы, размещающие коммерческую рекламу, вряд ли без боя отдадут брандмауэры в центре города.
Впрочем, есть и другое поле для реализации этого проекта - торцевые стены домов в спальных районах. Там и квадратные метры подешевле, и ограничений меньше. А унылые типовые постройки эпохи всеобщей экономии могут за счет этого приобрести индивидуальный облик и даже названия. Как океанские лайнеры. Главное - чтобы не изменило чувство меры.

Максим БУГРОВ