Небожитель спускается на землю

8 июля 2002 10:00

Сенсационная авария с Ангелом на шпиле Петропавловского собора, указующим, куда должен дуть ветер, не вызвала серьезного резонанса ни в питерской, ни в федеральной печати. Несмотря даже на то, что до юбилея Петербурга остались считанные месяцы, а Ангел является не менее знаменитым символом северной столицы, чем Медный всадник или кораблик на шпиле Адмиралтейства. Тем не менее на днях принято решение полностью демонтировать крылатый флюгер, чтобы разбираться с его дефектами на грешной земле.





Акт, составленный представителями КГИОП, Госстроя России и реставрационных организаций, выглядит приговором для Ангела. Вот несколько цитат из этого документа: «В верхнем подшипнике Ангела втулка, облегающая спицу, лопнула на несколько осколков; вдоль складок хитона раскрылись трещины, вспучившие поверхность; позолота обнаруживает множественные отшелушивания; люк в «яблоке» под Ангелом пропускает воду».
Среди возможных причин повреждений - применение эпоксидного клея, отсутствие профилактических осмотров и смазки подшипника с момента его установки, применение оловянного, а не серебряного припоя и т.д. По слухам, пришедшим из недр Министерства культуры, втулку подшипника изготовили на Кировском заводе, в металле оказались скрытые от глаза раковины, приведшие к его разрушению. Сразу возникает предположение, что реставраторы и инженеры, семь лет назад работавшие над реставрацией Ангела, очень спешили. За событиями по возвращению символа на шпиль собора следила вся страна, в Питере журналисты несколько недель дежурили в Петропавловке, ожидая подъема Ангела. В 1996 году он был использован в губернаторской избирательной кампании Анатолия Собчака, которой руководил нынешний президент Владимир Путин, как один из символов превращения захолустного социалистического Ленинграда в блистательный Санкт-Петербург. Кстати, тогда же Ангел и получил статус символа.
Отсюда и возникает первая версия информационного вакуума - нынешней власти невыгодно поминать старое. Ну, заклинило подшипник - что, в России нет других проблем? Возможна и более простая версия: в свете непрерывной борьбы чиновников всех уровней между собой за контроль над финансовыми потоками, а также фирм, ведущих работы на юбилейных объектах за получение этих потоков, Ангел представляется мелочью. Это вам не кольцевая автодорога и не дамба. Дивиденды будут очень скромные, если вообще будут, а хлопот не оберешься.
Тем не менее для горожан встретить трехсотлетие без Ангела на шпиле Петропавловки было бы обидно. А такая вероятность существует. На днях техническая экспертиза конструкций поворотного механизма Ангела, проведенная специалистами разных ведомств, пришла к неутешительному выводу: символ придется полностью разбирать. Более того, нынешняя конструкция механизма признана непригодной для восстановления. По словам директора Музея истории Петербурга Бориса Аракчеева, конструкция из двух подшипников, «посаженных» на одну ось, по всей видимости, неудачна. Она не выдерживает сильного ветра, и её придется заменить на сооружение из одного подшипника.
Какой будет новая конструкция - еще неизвестно. Дата операции по снятию Ангела со шпиля также пока не определена. В любом случае это будет сложная операция с использованием вертолета. До юбилея у реставраторов очень мало времени, тем более что зимние месяцы непригодны для высотных работ. Только не лучше ли все же встретить 300-летие без Ангела, чем потом повторить историю с его низвержением?

Максим БУГРОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС