Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Страховые агенты работают без страха

22 февраля 2007 10:00

Выявленный ущерб от деятельности недобросовестных страховых агентов исчисляется в астрономических суммах. Что же говорить о множестве тех страховых премий, которые проскочили мимо кассы без разоблачения и скандала. Между тем система превентивной защиты от мошенников в страховых фирмах только налаживается.

Но упреков к ним все больше. Как и уголовных дел



Заболевание, передающееся кадровым путем
Агент «Русского мира» Галина Козар о своей репутации долго не тужила: вскоре после скандала и увольнения она нашла себе работу в другой страховой фирме.
В растрате руководство «Русского мира» заподозрило ее еще полтора года назад; а в декабре 2006 года Тихвинский суд признал Галину Козар виновной в присвоении денег, которые она не донесла от клиента до кассы. И приговорил к трем годам условно, обязав при этом возместить материальный ущерб. Условно, поскольку сумма была не бог весть какая – чуть меньше 50 тысяч рублей.
Символическая, если считать этот вскрытый и дошедший до суда эпизод первым и последним в работе агента. С 2004 года, когда Галина Козар заключила «спаливший» ее договор КАСКО, она числилась в «Русском мире» еще полтора года. Всего же в компании проработала свыше пяти лет, – начиная с ноября 2000 года.
Дело Галины Козар разбиралось больше года: в августе 2005-го хватились, затем аудиторская проверка, затем проверка в ОБЭП… А тем временем заподозренная, а затем и изобличенная посредница успела позаботиться о новом месте работы: сразу после увольнения в феврале 2006-го из «Русского мира» Галина Козар устроилась консультант-агентом в РОСНО.
Но в РОСНО тоже спохватились и избавились от такого кадра. Когда именно – в отделе персонала уточнить отказались. Хотя по материалам судебного дела можно предположить, что работала она в РОСНО не менее 9 месяцев, то есть до самого приговора. Как посетовал менеджер компании, дурная репутация агентов-жуликов не поспевает за ними: нет общего черного списка.
В любой компании служба экономической безопасности ведет свой внутренний список; но общий только создается. И заработает он лишь после того, как воплотятся в жизнь законодательные инициативы, по которым все участники рынка будут обязаны предоставлять информацию в единую базу.
– Идея всеобщего информационно-аналитического центра вынашивалась с 2001 года, и сейчас работа практически завершена, – рассказывает Константин Бойков, в прошлом возглавлявший Северо-Западное отделение Всероссийского союза страховщиков (ВСС). – Это база не для общего пользования, доступ к ней должны иметь коммерческие службы безопасности. Называть ли ее черным списком? Скорее это сигнальная система, позволяющая сотрудникам СБ вылавливать в потоке информации повторяющиеся случаи, а затем связываться между собой и выяснять в подробностях всю подноготную предполагаемого афериста.
Одна из законодательных инициатив ВСС – обязательная сертификация страховых агентов. Сейчас создается специальный банк данных, в котором добросовестные агенты размещают информацию о себе и по которым можно легко отследить их историю. Будет контролироваться и уровень знаний.

Жадность губит фраера, а жулика вознаграждает
Страховой бизнес – по сути своей повышенный соблазн, поскольку дело непыльное, прибыльность сказочная. Все основано на доверии: ведь агент или брокер перепродает не товар, а всего лишь бумагу с обещанием выплаты в особо оговоренном случае.
Умно-жадный, осторожный подход для «черных посредников» – общее правило, но не догма. В судах Петербурга уже проходили дела таких агентов и брокеров, которые ставили продажу «левых» полисов на поток. Гендиректор одной из фирм, подрядившийся посредником на заключение страховых договоров, почти два года присваивал выручку от продажи полисов ОСАГО. Обвинительное заключение перечисляет четыре сотни эпизодов; ущерб, причиненный стараниями этого брокера компаниям «МАКС» и «НАСТА», перевалил за миллион рублей. И, насколько нам известно, в Росгосстрахе сейчас готовится в суд дело агента, нанесшего ущерб в 800 тысяч рублей.
Но вряд ли его ждет суровый приговор. Предшественница этого агента, обогатившаяся за счет «Росгосстраха» на 280 тысяч (по словам сотрудников компании, она собирала с клиентов взносы, даже находясь под следствием!), получила два приговора в общей сложности на пять лет, но оба условные.
Возможно, их имена еще всплывут при скандале в других фирмах. Возможно, всплывут без скандала; напомним, далеко не все случаи выявляются, а до суда доходит еще меньше. Да и те в финале заканчиваются пшиком. Не считать же карой судебное обязательство к возмещению выявленного ущерба.
А невыявленный ущерб – кто его считал? Хотя… Если почитать тома уголовных дел и прикинуть масштабы скрытого воровства – перестаешь удивляться, что соотношение страховых выплат в различных компаниях составляет в лучшем случае половину, а иногда всего четверть от собранных средств.

Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ


Прямая речь:
Марина БОГДАНОВА, менеджер страховой компании:
– Договор, заключенный недобросовестным агентом в обход компании, должен считаться действующим, ведь клиент не виноват. Если растрата обнаруживается при наступлении страхового случая – компания сперва должна выплатить деньги держателю полиса, а уже потом урегулировать вопрос с виновником растраты.