Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Карьерные планы

22 февраля 2007 10:00

Уничтожение природы – оборотная сторона экономического роста. В нашей стране это считается едва ли не аксиомой. Однако в странах с наивысшими экономическими показателями почему-то не добывают нефть в заповедниках и не прокладывают трубопроводы по территории значимых природных объектов. У нас – все наоборот. Самый свежий пример этому – судьба уникального Ястребиного озера.

Власти выбирают между скалистым озером или щебеночным карьером





Ястребиное озеро (или, в народе, Большие Скалы) – наряду с Саблинскими пещерами относится к самым известным природным достопримечательностям Ленобласти. Расположенное в Приозерском районе, у самой границы с Карелией, Ястребиное имеет уникальную особенность – обрывистый скалистый берег высотой до 30 метров. Скалы Ястребиного давно стали неофициальной тренировочной базой всех питерских альпинистов и скалолазов. Здесь проходят региональные и общероссийские соревнования, в том числе знаменитый Скальный фестиваль. Однако, благодаря удаленности (13 км от поселка Кузнечное, 5 км – от карельского Куликова) и культурной «однородности» посетителей озеро по-прежнему остается на удивление чистым. Федерация альпинизма, скалолазания и ледолазания (ФАСЛ), которая проводит Скальный фестиваль, организует регулярный вывоз мусора. Да и оставляют его спортсмены мало: неудобно как-то, все друг друга знают. К счастью, от бича последних лет – коттеджной застройки – Ястребиное застраховано двойным охранным статусом: заказника и памятника природы.
Однако угроза пришла, откуда не ждали. В конце минувшего года в Куликово состоялись общественные слушания, на которых жители узнали, что вблизи поселка собираются открывать карьер по добыче камня. Автор проекта – питерский холдинг «Экопром». Вместе с карьером планируется строительство перерабатывающего завода и прокладка новой железнодорожной ветки в Куликове. Местоположение карьера – в районе озера Таусьярви (Пионерское), что всего в двух километрах к северу от Ястребиного. Как раз между двумя озерами проходит граница Ленобласти и Карелии.
Куликовцы в большинстве своем альпинизмом не занимаются, однако сразу почувствовали, что Ястребиному угрожает опасность. Что такое щебеночный завод, они знают. Много лет такой работает в соседнем Кузнечном. Тучи пыли, горы щебня, грохот машин – на протяжении десяти километров, которые раньше были покрыты лесом. То, что экологию Ястребиного не спасут два километра, отделяющие его от карьера, очевидно. «Если взрывы на карьерах Кузнечного прекрасно слышны в заказнике, то что же будет со скалами, если взрывать начнут в двух километрах от них? – говорит активист ФАСЛ, редактор спортивного журнала «ЭКС» Сергей Шибаев. А ведь согласно паспорту охраняемой природной территории «Ястребиное озеро», на ней самой и в ее окрестностях запрещена любая деятельность, способная повредить экосистеме.
Запланированная инфраструктура предприятия – гостиницы, административные здания, новые дороги. Очевидно, что заказник просто не выдержит массовой урбанизации вплотную к своим границам. Распрощаться с нормальной жизнью придется и куликовцам. Жители поселка в довольно резкой форме высказали свое «нет» карьеру. Однако узнать, отразилось ли это в протоколе общественных слушаний, им так и не удалось.
Когда мы в конце января обратились к главе Лахденпохского района Карелии Михаилу Максимову, тот ответил, что ничего не слышал о карьере и никаких проектов в районе Куликова ему на согласование не приносили. «Этот карьер и завод не более реальны, чем планы строительства коммунизма», – сострил он и попросил успокоить активистов ФАСЛ и жителей Куликова: карьера у них не будет. Однако заместитель гендиректора «Экопромтранзит» (одна из 15 компаний, входящих в холдинг «Экопром») Николай Большов сообщил нам, что еще в начале декабря минувшего года Максимов лично подписал ему акт выделения участка лесного фонда для проведения изыскательских работ. Более того, Максимов, по словам Большова, пожелал, чтобы «Экопром» в обмен на разрешение разрабатывать карьер «внес вклад в социальную инфраструктуру района». Что именно за вклад имелся в виду и кому именно следует его «внести» – наводит на определенные раздумья.
Как с воодушевлением поведал нам Николай Большов, «в данный момент геологические изыскания закончены, и проект передан в Министерство промышленности и природных ресурсов Карелии для утверждения».
– Через неделю едем в Норвегию осматривать оборудование для проведения работ, – поделился планами Большов. – Заключен договор с Карельской геологической партией. Агентство по недропользованию Карелии выдало нам лицензию. В данный момент проект прокладки новой железнодорожной ветки согласовывается с Октябрьской железной дорогой». Согласитесь, что обо всем этом довольно сложно «не знать» главе района.
Сейчас противники карьера из Куликова и из Питера объединились. Собрано более 500 подписей. Создана инициативная группа, которая намерена бороться с планами «Экопрома» всеми доступными средствами – от обращений к властям до акций протеста. «Мы сделаем все, чтобы защитить памятник природы от гибели», – заверили нас в Федерации альпинизма.
Единственное, что остается непонятным: почему за памятник природы радеют спортсмены, а не чиновники, которым за радение платят зарплату?

Ирина АНДРИАНОВА