Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Отпуск с видом на чс

15 августа 2002 10:00

В то время когда вся страна, затаив дыхание, наблюдала за чрезвычайными событиями на юге России, один из сотрудников «Новой газеты» в Санкт-Петербурге» находился в самом центре событий. Он был там не по заданию редакции, а просто поехал в отпуск. Вернувшись, он с порога огорошил нас: «На самом деле все было не так, как об этом говорят по телевизору!» «А как?» - насторожились мы. «Да вот так...»



- К Новороссийску мы подъехали в день отправления нашего поезда - 8 августа, около 3 часов дня. На подъезде к городу была огромная автомобильная пробка, так что пришлось выйти из машины и пойти в город пешком. Когда подошли, выяснилось, что Новороссийск закрыт для въезда транспорта: часть города и вокзал были затоплены, а уровень воды доходил до полутора метров. Дозвониться до справочного бюро вокзала было невозможно - связи как таковой не было. По пути к вокзалу мы видели затопленные близлежащие улицы: недавно здесь прошел очень сильный поток, везде повалены деревья, снесены заборы.
На вокзале картина была удручающая. На сравнительно небольшой площади находилось около двух с половиной - трех тысяч человек, примерно треть из них - дети. Начальник вокзала сообщил, что в связи со стихийным бедствием прибытие и отправление поездов отменено до шести часов утра следующего дня. Кто-то стал возвращать в кассы билеты, причем им выплачивали поначалу только половину стоимости, полную стоимость стали возвращать позже.
Получить какую-то дополнительную информацию было невозможно. На вопросы о размещении людей и организации питания руководство вокзала и Кавказской железной дороги разводило руками - мол, нет средств. В итоге люди были вынуждены сидеть прямо на полу, и даже о таких элементарных вещах, как кипяток, не было и речи.
К вечеру из депо на станцию пригнали состав под общежитие, там можно было переночевать, в первую очередь - женщинам и детям. Правда, как выяснилось утром, многие проводники брали за ночлег от 100 до 400 рублей за место.
Ночью 9 августа на вокзальную площадь подъехали шесть автобусов, по громкой связи сообщили, что на них будут вывезены люди с двух поездов, которые дожидаются на станции Тоннельная. Так же вывезли пассажиров еще четырех поездов. В полдень начальник вокзала сообщил, что заваленный тоннель восстановлен, и движение поездов начнется с 14.00. С 14.00 до 17.00 с вокзала ушло 8 составов, 5 из них на Москву. Но о поезде № 44 «Новороссийск - Санкт-Петербург» ничего не было известно. Нам сказали, что поезд, скорее всего, будет подан под посадку в 19.00. Однако ни в 19, ни в 20 часов поезда не было.
Обстановка особенно накалилась после того, как стало известно, что 44-й поезд был отправлен 8 августа практически пустым из Краснодара обратно в Петербург, так и не дойдя до Новороссийска, и что поезда нет. Собралась инициативная группа, которая попыталась пройти к руководству вокзала. Это было непросто, так как у дверей начальника вокзала была выставлена милицейская охрана, но нескольким активистам это все же удалось. После получасовых переговоров нам предложили занять третьи полки в поезде, который должен был уйти 10 августа в полночь. При этом о возврате разницы стоимости билетов «купе - плацкарта» посоветовали забыть. Посовещавшись между собой, мы решили: будь что будет, будем прорываться на ближайший 44-й поезд (за 9 августа), на свои места.
В полночь поезд прибыл на вокзал, но посадка была запрещена под тем предлогом, что несколько вагонов повреждены, а после ремонта поезд будет подан под посадку. Его подали примерно в половине четвертого утра. Около вагонов выставили милицейское охранение, объяснив это желанием избежать конфликтных ситуаций при посадке. Но без них не обошлось. Правда, в результате мы все же заняли свои места согласно купленным билетам. Хотя слово «заняли» вряд ли подходит, вагоны мы попросту захватили штурмом. В конце концов, мы уехали из Новороссийска в четыре часа утра 10 августа, проведя в ожидании 36 часов.
Еще один сюрприз ждал нас на станции Тоннельная. Оказалось, туда были вывезены несколько автобусов с пассажирами 44-го поезда за 8 августа. При этом их оставили в чистом поле под проливным дождем. Среди них было много детей. И в наш поезд смогли сесть далеко не все. Человек 60 - 70 там так и осталось.
Когда проезжали Краснодар, на мобильные телефоны нам позвонили несколько человек, сообщив, что они до сих пор находятся на станции Тоннельная, и что им заявили, что вывозить их оттуда не собираются, а обещанного им утреннего поезда не было ни в семь, ни в восемь, ни в девять часов...
Вот так. Ближайший штаб МЧС, до которого удалось дозвониться, находился в Краснодаре. А со стороны руководства МПС не было предпринято практически никаких усилий для нормализации обстановки на вокзале Новороссийска. И в итоге люди провели там почти двое суток в адских условиях...

Александр ИЛЬИН


P.S. Вот такой рассказ. Казалось бы, что тут особенного? Ни жизни, ни крова никто не лишился. Можно только порадоваться, что легко отделались. Повезло. Но разве не должны соответствующие службы быть наготове ну если не смирить стихию, то хотя бы проявить элементарное человеческое участие, заботу, уважение, в конце концов? И разве их отсутствие даже в таких чрезвычайных ситуациях не свидетельствует об общем наплевательском отношении к человеку, которое укоренилось у нас в стране? При котором говорить о построении правового государства, гражданского общества и прочая, и прочая, извините, просто смешно?