Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Холодная осень малого бизнеса

26 августа 2002 10:00

Питерский малый бизнес ждут нелегкие месяцы, что остались до конца года. Налоговая инспекция начала рассылать предприятиям, работающим по упрощенной системе налогообложения, письма, любезно сообщающие о резком увеличении налогооблагаемой базы, а значит - и сумм, подлежащих направлению в бюджет...




В апреле "Новая газета" уже писала о судебном процессе, где рассматривалась одна из норм петербургского закона "О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". А именно - та, которая вводила льготный режим для малых предприятий, занимающихся торговлей и общественным питанием. Им разрешалось платить единый налог в процентах не от всего оборота, а лишь от торговой наценки: от разницы между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров. Логика этой нормы понятна: те, кто сами ничего не производят, а лишь перепродают, должны платить налог лишь с того, что они реально заработали. И, покупая товар за 100 рублей и продавая его за 101 рубль, они должны уплачивать налоги с одного рубля, а не со ста одного.
Во многом благодаря этой льготной норме, а также благодаря снижению налоговых ставок число предприятий, применяющих "упрощенку", за три последних года выросло почти в 200 раз, при этом налоговые поступления возросли почти в 60 раз. Но, как мы уже писали, этот льготный режим не понравился прокуратуре, которая усмотрела в нем противоречия с федеральным законодательством. Еще в 2001 году прокурор Санкт-Петербурга вносил протест на указанное положение закона, но депутаты Законодательного собрания его почти единодушно отклонили. Тогда за дело взялась Генеральная прокуратура, и один из заместителей генпрокурора обратился в суд, требуя отменить льготную норму. 23 апреля Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил эту жалобу, а затем Верховный Суд оставил решение питерского суда без изменений. После чего оно вступило в законную силу.
Не ставя под сомнение решение высокого суда, заметим: факт противоречия питерского закона федеральному так и не установлен. Норма питерского закона отменена с использованием аргументов общего характера и достаточно спорных аналогий. А доводы представителей ЗакСа суд просто не принял во внимание. Но - что случилось, то случилось. Над питерским малым бизнесом навис дамоклов меч. Отмена льготной нормы означала, что налоговое бремя для торговли и общепита возрастет в 4 - 5 раз. Кто-то после этого попытается переложить свои возросшие затраты на покупателей, кто-то свернет свое дело...
Депутаты попытались исправить положение: был срочно разработан закон, меняющий порядок применения упрощенной системы налогообложения. Налог предлагалось брать не с выручки, а с совокупного дохода, при этом торговля и общепит получали сниженные налоговые ставки - так, чтобы сохранить льготный режим. Но губернатор наложил вето, мотивируя это тем, что с 1 января вступает в силу новый федеральный закон об "упрощенке", и менять правила сейчас, по его мнению, нецелесообразно.
Однако до 1 января еще четыре месяца, а судебное решение вступило в силу в июне. Значит, два квартала, оставшихся до конца года, те, кто работает по "упрощенке", должны будут платить повышенные налоги по старой схеме? Для них это более чем существенно, тем паче что "накат" со стороны налоговых органов уже начался.
26 июля питерское управление Министерства по налогам и сборам разослало по районным налоговым инспекциям письмо № 02-05/12806 "для руководства в работе в качестве разъяснения". В письме говорится, что
более чем у половины из пятнадцати тысяч организаций, работающих в Петербурге по "упрощенке", объект налогообложения "не соответствует федеральному законодательству". И предписывалось в дальнейшем рассчитывать налоговую базу по другим правилам - взимая налог со всего оборота. Районные инспекции откликнулись немедленно. По сведениям предпринимателей, на них начали давить, грозя взыскивать штрафы и пени за все время, начиная с июня и до декабря, поскольку они-де платят единый налог неправильно, занижая платежи.
Предприниматели говорят, что все эти события могут самым печальным образом сказаться на судьбе малого бизнеса в городе. Все достижения 1998 - 2001 годов, когда "упрощенка" активно развивалась, могут быть похоронены за несколько месяцев. Но где же выход?
С одной стороны, можно попытаться преодолеть вето, что маловероятно. С другой стороны, можно еще раз затеять судебный спор - в котором, на сей раз, инициатива может исходить от предпринимателей. Юристы полагают, что позиция налоговых органов, которые пытаются задним числом заставить предпринимателей платить повышенный налог, нарушает их законные права. И Российская Конституция и Налоговый кодекс запрещают придавать обратную силу законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Наконец, есть еще закон о государственной поддержке малого предпринимательства, где в течение первых четырех лет работы малого предприятия запрещено ухудшать для него налоговый режим... Вопрос только в том, насколько активны окажутся предприниматели в деле защиты своих прав.

Борис ВИШНЕВСКИЙ