Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Копенгагенские изгои

14 ноября 2002 10:00

Наш разговор с делегатом Всемирного чеченского конгресса Исой Умиевым по российским традициям последних лет начался с выяснения личности. Как и многие чеченцы его поколения, Иса Умиев родился в Казахстане, куда были депортированы его родители. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и с 1978 года постоянно живет в северной столице. Является членом Городской коллегии адвокатов... В беседе с ним невозможно было удержаться от того, чтобы не процитировать слова председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрия Рогозина: «Бандитские формирования и их покровители, которые собираются на эту сходку, не имеют ничего общего с неправительственными организациями, действующими легально»...





Иса Умиев улыбается:
- Я - адвокат.
- Так, первый бандит уже есть. Еще? Можно поименно?
- Мухамед Шишани. Профессор из Америки, преподает там в университете. Он потомок тех чеченцев, которые еще в 1864 году были вытеснены в Турцию. Профессор Руслан Хасбулатов. Правозащитницы из Чечни. Дени Тэпс от Петербурга - он теперь избран председателем Всемирного чеченского конгресса... Там было так много интеллигентных и высокообразованных людей, деятелей искусства, ученых, политиков, что у меня глаза разбегались. Всего на конгрессе собралось около 200 человек. Я даже не знал, что так много умных чеченцев разбросано по всему миру...
Какую ответную реакцию могли вызвать в Европе требования российского МИДа о запрете конгресса, мощная атака части российских СМИ, предлагающих арестовать делегатов? Естественно, только одну: повышенное внимание к происходящему в Дании. Российских делегатов охраняли от возможных провокаций, а датские правозащитники изъявили готовность ходатайствовать перед своими властями о предоставлении им политического убежища.
Иса Умиев искренне недоумевает:
- Датчане не ожидали такой реакции. Да мы и сами не ожидали! С какой стати нас причислили к бандитам? Мы же для диалога собирались. И приглашали все стороны. Другое дело, что российская сторона проигнорировала наше предложение. Сколько всяких конгрессов всюду происходит - и ничего. Получается, что только чеченцам больше трех вообще собираться нельзя.
В своем нежелании понимать тех, кто собрался в Копенгагене, российские власти не обратили внимания на то, с чего началась встреча вайнахов. Первое, что было озвучено на ней, - «Заявление об отношении к терроризму и событиям в Москве 23 - 26 октября 2002 года». Выражая соболезнование семьям и близким погибших, конгресс особенно отметил: «Мы осуждаем любые формы и виды терроризма, когда объектами нападения становятся мирные граждане, в том числе пожилые люди, женщины и дети. В этом вопросе у нас нет и не может быть никаких иных взглядов, чем те, которые изложены мировым сообществом в резолюциях ООН, ОБСЕ и других международных организаций»...
- Если бы кто-то хотел воспрепятствовать переговорному процессу, то лучшего клина, чем этот теракт, не вбить, - с горечью говорит Иса Умиев. - Для самих чеченцев это такой удар в спину! И неизвестно кем он нанесен. Мы не знаем, кто были эти смертники... Худшего варианта развития событий для нас быть не могло. Неужели мы сами себе вырыли могилу?
Если на заявление конгресса о неприятии терроризма наши СМИ отреагировали с присущей им ехидцей, то о главной теме конгресса умолчали вообще. Может, поэтому в Европе все поняли иначе, чем в России, и пришли к выводу, что российские власти пытались запретить не сам конгресс, а озвучивание документальных свидетельств, в которых мирные чеченцы предстали перед всем миром на фоне российских Вооруженных сил.
Атмосферу в зале вспоминает Иса Умиев:
- Приводилось много фактов геноцида, пыток, убийств, зачисток, похищения людей. Доклады часто прерывались рыданиями. Это невозможно было слушать. Тяжело было. Очень тяжело... Ванесса Редгрейв привезла на конгресс фильм. Страшный. Смотришь и сравниваешь: вот Милошевич сейчас в Гааге дает показания. А ведь он не совершил и сотой доли тех преступлений, что совершены в Чечне...
Тех, кому удобнее верить в цифры последней переписи в Чечне, в России сейчас большинство. А вот в резолюции конгресса другие цифры. По их данным, 250 тысяч надгробных камней установлено на могилах чеченских кладбищ за время первой и второй российско-чеченских войн. Десятки тысяч детей остались без родителей и стали калеками. Только нация-самоубийца способна желать продолжения этой бойни. Чеченцы давно уже знают, что мир - это не шаблонное словцо пропаганды, а жизненная необходимость.
- В Копенгагене собрали людей уважаемых, известных, авторитетных, мудрых, опытных и в политике, и в жизни, - говорит Иса Умиев. - Хотели и противоборствующую российской власти сторону пригласить. Ведь надо и в Чечне всем объяснить, чтобы поняли: воевать до последнего чеченца - это не выход. Надо идти на компромисс. Надо предлагать реальные вещи. Отметайте эти террористические и бандитские варианты. Так и в резолюции конгресса записано: военно-силового решения этого конфликта не существует.

Владимир КИВЕРЕЦКИЙ
Фото автора