Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Рождество от йолупукки

2 декабря 2002 10:00

Финская экспансия в Петербург стала основной проблемой города на прошедшей неделе. И если с обычными финнами еще можно было как-то разобраться, то с разными гномами и Joulupukki все обстояло сложнее. Не заговаривая дальше зубы, можно утверждать лишь одно: погостить в Питер приехала сказка.





Сразу скажу: в Гостином Дворе побывал, Санта-Клауса лапландского видел, разговаривал с ним на русском и английском, получил от него открытку с автографом и пожал руку. Рука у Санта-Клауса розоватая, теплая и мягкая. Сам Санта большой (под два метра) и привычно бородатый. По-русски говорит плоховато, а вот по-фински, по-шведски, по-английски и по-французски, похоже, свободно.
В отличие от тех, для кого Санта-Клаус в диковинку, сопровождающие его гномы к нему привыкли. Правда, рассказывать о характере дедушки отказались: мол, мы не знаем ничего о нем такого, чего бы все не знали. Военную тайну сохраняют и в разговоре о подарках - причем не только об ожидающихся, но и о прошлых, такая традиция. Вообще же чрезвычайно симпатичные гномы раньше просто танцевали в какой-то группе, а потом их заприметил главный рождественский деятель. Многие им теперь завидуют. Мало того, что эльфы (так они себя называют) всюду ездят с Санта-Клаусом, во время Рождества они колесят по Финляндии и самостоятельно помогают с раздачей подарков. Ежегодно в мифическую Корватунтури, в мастерскую Санты (куда, кстати, можно попасть на экскурсию), приходит около 500 тысяч писем. Подарок почти всегда такой, о котором и просил ребенок, - приходит в ответ на каждое письмо. Ждут рождественского гостя и в Питере. Может, только притворяются, но открывшуюся в пятницу выставку в Невской куртине Петропавловской крепости назвали «В ожидании Санта-Клауса».
С названием вышла целая история. Сначала оно было именно таким, как сейчас, однако финны возмутились: как так Санта-Клаус, нашего Деда Мороза зовут Йолупукки (Joulupukki). Им попытались объяснить, что народ не поймет, о чем речь. Тогда финны сказали: пускай будет «В ожидании Деда Мороза». Получалось уж совсем странно: выставка о финском Рождестве, а ждать будут нашего Деда Мороза. В общем, как-то уговорили... Насчет Йолупукки на выставке есть целый стенд. Переводится это чудесное слово... Рождественский Козел. Когда-то этот самый козел прикреплял себе к голове рога, вешал на них деревянные ложки, надевал на лицо маску из соломы, нацеплял бороду из ваты и после Рождества шел с молодежью выпрашивать у народа еду и выпивку. Более чем странная эволюция привела к тому, что козел стал впрыгивать к людям в окна и приносить им подарки. Со временем козел европеизировался и полевел - оделся в красное. Как бы финские организаторы ни возмущались, а подписывается в нынешнее время Йолупукки не иначе как Santa Claus.



Прояснила выставка и ситуацию со столь ранним началом празднования. За четыре недели до Рождества, в воскресенье, в Финляндии начинается Адвент - время, предшествующее Рождеству. В окна ставят канделябры на четыре свечи, и каждое воскресенье зажигают по свече. Удивляет даже не то, что такая традиция существует, а то, как наши до такого не додумались. Правда, если бы додумались, то праздновали бы не по четыре недели, а по три месяца, и отмечали бы время, предшествующее и Рождеству, и Двадцать третьему февраля, и Восьмому марта, дальше по списку...
Наверное, подобные праздники могут быть лишь в цивилизованных странах.
Что до цивилизации, на мысль о ней навел прозрачный намек в одном из вопросов викторины, посвященной Финляндии. Викторина проходила в Гостином Дворе (где сутки проживали и Санта-Клаус с гномами). Вопрос о цивилизации звучал так: «Финский рождественский напиток это: 1) рождественский глинтвейн; 2) водка; 3) хлебный квас. Угадать в данном случае было чрезвычайно трудно. С удовольствием и специально для читателей «Новой газеты» - рецепт рождественского глинтвейна: бутылка красного вина, 2 - 3 столовые ложки мадеры (при желании), 1/2 чашки (или по вкусу) сахара, 1/3 чашки изюма, корица (1 - 2 палочки), гвоздика (5 - 6 штук), апельсиновая цедра, 1/4 чашки стружки ошпаренного миндаля, 1/4 чашки водки для крепости (при желании). Соединить в большой кастрюле все составные части, кроме водки. Греть медленно, пока напиток не начнет выделять пар. Изредка мешать, пробовать на вкус. Не доводить до температуры, даже близкой к кипению. Просто держать теплым. Перед подачей можно при желании добавить водку.

Алексей КОБЫЛКОВ
Фото Александра ГУТОРКИНА