Шаланды, полные мазута

6 февраля 2003 10:00

Греческий танкер «Стемница», прибывший в порт Приморск 28 января, стал причиной раздора между Финляндией и Россией. Как утверждает финская сторона, танкер, загрузивший 110 тысяч тонн российской нефти, не является судном ледового класса, а пригоден только для использования в открытых водах. Наших соседей не успокаивает даже то, что «Стемницу» сопровождает ледокол «Капитан Сорокин». Между тем согласно взятым на себя обязательствам (изложенным в письме Минтранса РФ к Хельсинкской комиссии - руководящему органу Конвенции по защите морской среды Балтийского моря) российская сторона гарантирует, что все заходящие в порт танкеры должны иметь двойное дно и двойной корпус. И Минтранс утверждает, что эти обязательства неукоснительно выполняются.





- Достоверность представленной Минтрансом информации вызывает сомнение, -говорит руководитель общественной организации «Проект мониторинга БТС» Александр Сутягин. - Танкер «Стемница» уже заходил в Приморск год назад - 27 января 2002 года. Просто тогда, до аварии «Престижа», на это никто не обратил внимание.
ЧП с транспортировавшим российскую нефть «Престижем» настолько потрясла европейцев, что Еврокомиссия запретила заходить в порты Европы однокорпусным танкерам, перевозящим нефтепродукты. Кроме того, 3 декабря 2002 года она же приняла решение запретить плавание у берегов Европы кораблей, внесенных в так называемый черный список Парижского меморандума. Список состоит из 66 судов, имеющих наибольшую степень риска аварий.
Все страны Евросоюза до мая 2003 года намерены ратифицировать Конвенцию IMO о компенсации на случай аварии на уровне примерно 1 миллиард американских долларов. Скорее всего, она вступит в силу в конце нынешнего года.
- Этот факт поставит точку на полулегальном и криминальном бизнесе в сфере торговли нефтепродуктами, - продолжает Александр Сутягин. - Ситуация, когда никому неизвестная либерийская компания, владеющая единственным танкером «Престиж», осуществляет перевозки мазута из России в Европу, станет невозможной в принципе. Поскольку ее владельцам придется внести солидный залог в соответствующий страховой фонд.
И тем не менее ситуация с Приморском не так проста, как кажется. Дело в том, что ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы» сформировало техническое задание на проектирование третьей очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-3), ввод которой увеличит пропускную способность нефтепровода до 30 миллионов тонн в год. (Пропускная способность первой очереди БТС - 19 миллионов тонн в год. Вторая очередь уже в стадии строительства, и ее ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь нынешнего года.) В результате к концу 2004 года (ожидается, что к тому моменту БТС-3 будет пущена) Приморск имеет шансы превратиться в основной порт для переброски сырья из России в Европу и США.
Выход на арену финнов со своими претензиями, плюс поддержка Евросоюза способны скорректировать эти планы. «Может случиться так, что БТС-3 вынуждена будет прийти не в Приморск, а в финский порт Порвоо», - утверждает Александр Сутягин, - что чревато для России крупными экономическими потерями».
Честность в бизнесе становится сегодня категорией экономической. Поэтому очень важно, какие аргументы в нынешнем конфликте с греческим танкером найдет российская сторона. Пока Россия заявляет, что считает «Стемницу» судном низшего ледового класса. Позицию россиян, по сообщению некоторых СМИ, разделяет и транснациональная компания Cargill, ставшая заказчиком первой партии нефти, транспортированной танкером. Любопытно, что ледовый класс был присвоен танкеру Американским бюро классификации судов. Что разрешает такому кораблю проходку во льдах толщиной 40 см при помощи ледокола. К слову, по данным пресс-службы правительства Ленинградской области, толщина льда в Финском заливе по ходу следования танкеров в нефтеналивной порт на середину января составляла 45 см.
Вчера танкер покинул порт Приморск и вышел в Финский залив. Погода там сейчас плохая, много льдин...

Лина ЗЕРНОВА
Фото ИНТЕРПРЕСС