Ненавидеть кожей
Данциг Балдаев - человек легендарный: 40 лет проработал в уголовном розыске, и за время своего неформального общения с зэками собрал уникальную коллекцию татуировок. Эти альбомы, пользующиеся огромной популярностью, выходили не только у нас, но и в Венгрии, ФРГ... Среди нательных росписей встречаются самые причудливые: одни говорят о блатной истории носителя, другие - о его пристрастиях и даже политических взглядах. Есть и такие, которые понять непросто, вернее, непросто понять того, кто решил нанести эти рисунки на себя: свастика, портрет Гитлера... Причем это делали не сегодняшние молодые отморозки - скинхеды, а люди вполне взрослые. Неужели корни российского фашизма так глубоки?
- Данциг Сергеевич, вам, как участнику войны, вероятно, дико осознавать, что в XXI век мы, страна, победившая фашизм, входим со своими фашиствующими молодчиками?
- Я думаю, дело здесь в том, что коммунизм и гитлеризм - это, по сути, одна система. В основе - шовинизм, презрение к человеческой жизни. Вот, к примеру, такой эпизод из нашей истории. Михаил Фрунзе клялся-божился войскам Врангеля: «Кто сдастся - сохраним жизнь». А после этого не моргнув глазом тысячи расстреляли. А сколько миллионов раскулаченных крестьян выкорчевано-вырезано! Или война. Десятки миллионов потерял СССР в войне с фашизмом, во много раз больше немцев. Пиррова победа. Коммунисты никогда не считались с людскими потерями. А вместе гитлеризм и сталинизм стоили жизни многим десяткам миллионов людей на планете.
- А почему все же наши зэки, натерпевшиеся от коммунистов, потом воевававшие с Германией, накалывали свастику? Простой люд после войны мог разорвать за это...
- В лагерях к этому относились спокойно. Зэки не переносили официальную ложь, что «мы - великий советский народ», «самые-самые», и порой в пику этому официозу наносили фашистские татуировки.
- Корни наших фашиствующих молодчиков - в тех лагерях?
- И в лагерях, и в обществе... Националисты, восхваление великой Руси... Скинхеды? Сегодня их десятки тысяч по стране, и ими явно кто-то руководит. Мне еще в 56-м году и позднее приходилось задерживать подобных. Сажать их надо, а у нас либеральничают. В начале девяностых как-то увидел в Москве такую картину - постовой милиционер разговаривает с парнем со свастикой на рукаве. Я предъявил свое удостоверение майора МВД запаса, спрашиваю: «Как ты, при исполнении, смотришь на это?!» А он: «Демократия... все разрешено». Но демократия - это прежде всего дисциплина, ответственность, самосознание, требовательность не только к другим, но в первую очередь к себе.
- У нас же в Уголовном кодексе есть статья «Разжигание расовой и национальной розни»...
- Сегодня она действует лишь формально... Знаете, мне было стыдно срисовывать многие татуировки. Есть антирусские, много антисемитских. Интересовался у зэков: «Почему вы евреев не любите? Пайку у вас отобрали? В морду харкнули?» Начинается: «Они Христа убили... Ленина погубили...» В моей книге есть и татуировки с портретом Гитлера. Одну - «Хайль Гитлер!» - скопировал в 1981-м в Ленинграде в бассейне на Звенигородской улице. Спортивный такой был мужчина, татуировку сделал в исправительно-трудовой колонии. Почему именно этот профиль? Вряд ли он мечтал, чтобы его дети пытали и убивали своих сверстников?..
Беседовал Евгений БАРАНОВ