Тет-а-тет с ангелом

6 декабря 2002 10:00 / Политика

Несмотря на не такой уж юношеский возраст, реставратор Владимир Сорин легко взбежал на сорокавосьмиметровую высоту по лесам, окружающим Александровскую колонну на Дворцовой площади




 

Я уже привык, говорит он, бывает, за день по два три раза поднимаюсь. А то, что иду к ангелу? Никакой мистики. Мы к нему относимся как врачи к пациенту. И главный принцип для нас, как и для медиков: не навреди.

Не его лицо

Александровская колонна, как известно, задумывалась как символ славы России, победив шей Наполеона, знак памяти «освободителю Европы»импе ратору Александру I.Идея ро дилась сразу после победного вхождения российских войск в Париж в 1814 году.Но когда об этом доложили императору, он ответил так:«Да соорудится мне памятник в чувствах ваших, как сооружен в чувствах моих к вам».В чувствах.Но не в камне. Так что воплотить идею уда лось лишь после смерти Алек сандра, при Николае I.Работы начались глубокой осенью 1829 года, а торжественное от крытие «Александрийского столпа»состоялось 30 августа 1834 года, о чем красноречиво рассказал в своих воспомина ниях поэт Жуковский.«Улицы опустели.На безлюдной пло щади остался величественный колосс...и все было спокойно в сумраке ночи, лишь только на темном, звездами усыпанном небе, в блеске луны сиял крес тоносный ангел».
Ангела, по замыслу прави тельственной комиссии, кото рая формально руководила по стройкой колонны, было заду мано сделать похожим на импе ратора Александра.Что и предложили скульптору Ор ловскому.Но...
На мой взгляд, Орловс кий не пошел на поводу у пра вительственной комиссии, говорит руководитель рестав рационных работ, главный специалист научно реставра ционной фирмы «Интарсия» Владимир Сорин.У ангела совершенно другое лицо.У императора личико было мел ким, Пушкин про него сказал, что он властитель «слабый и лукавый».У него были мелкие черты лица, близко постав ленные глаза, ротик банти ком, носик уточкой, безволь ный подбородок.А ангел посмотрите крупные пра вильные черты лица, значи тельный, суровый.Из всех ан гелов, которых я в жизни ви дел, а я их видел немало, этот мне нравится, пожалуй, больше других.

Прах веков

За 172 года своего суще ствования Александровская колонна реставрировалась пять раз:дважды в XIX веке и триж ды в XX.Последняя рестав рация была в 1963 году, почти 40 лет назад.Но ни разу ко лонна и ангел не обследова лись с такой тщательностью, как сейчас.И никогда не рес таврировались так фундамен тально, как сегодня.
Реставрация началась со всем недавно в ноябре.А до этого около трех месяцев шло обследование памятника.Ра ботали двумя группами:специа листы по прочности материа лов из закрытого НИИ и сами реставраторы.Физики иссле довали колонну и ангела щадя щими, неразрушающими мето дами, например, с помощью ультразвукового зондирова ния, просчитывали все нюансы на математической модели.
Реставраторы тщательно осматривали каждый санти метр поверхности, заглядывали внутрь скульптуры с помощью эндоскопа.Но самое фантасти ческое, что...
Одному из наших удалось залезть внутрь скульптуры, го ворит Владимир Сорин.У нас есть один очень худенький и гиб кий парень.А в скульптуре, в нижней части, существует венти ляционное отверстие 45 на 18 сантиметров.Вот в него он и ухитрился залезть.Потом, как скалолаз, карабкался вверх по внутренним стенкам фигуры.Он проделал совершенно неоцени мую работу.Полностью обсле довал внутреннюю поверхность, состояние конструкции крепежа крыльев к спине ангела, состоя ние внутренней поверхности рук, в первую очередь правой, которая поднята вверх.И самое, пожалуй, главное он расчистил внутреннюю полость фигуры. Все, что витало в воздухе в тече ние этих 172 лет, оседало внутри, в том числе химически активные вещества, которые разъедают бронзу.К тому же оттуда не была полностью выгружена формовочная смесь, использо вавшаяся еще при отливке скуль птуры.А она тоже совсем не бе зобидна.Все это мы оттуда вы чистили.Вытащили из фигуры ангела 12 мешков праха веков.

Привет от Митрофаньева

Перед тем как Александ ровскую колонну одели в леса, много писали о ее критическом состоянии, о том, что ангел чуть ли не со дня на день может упасть из за того, что его креп ление на колонне почти разру шилось.
Катастрофической ситуа ции нет, говорит Владимир Сорин.И все же мы подня лись сюда очень своевременно.
Речь о состоянии пьедес тала, на котором стоит фигура ангела.Она стоит на куполе, купол на большом цилинд ре.И этот цилиндр постепен но ползет вниз, срезая кре пежные болты.Реставраторы исследовали внутреннее со стояние цилиндра:просвер лили отверстие, чтобы взять пробу кирпичной кладки, за полняющей цилиндр, и обна ружили там такое количество воды, что в это было трудно поверить.Если норма влаж ности кирпича 0, 5%, то проба показала 32%влаги.Вода по падает внутрь через трещины и неплотности швов и за дол гие годы превратила кирпич в труху.Для того чтобы этот кирпич заменить, нужно сни мать ангела.Это процедура сложная и дорогостоящая, но делать этого не будут.Рестав раторы считают, что без этого можно обойтись.Надо только попытаться высушить кирпич внутри цилиндра.Для этого решили использовать в каче стве вытяжной трубы крест в руках ангела.И в фигуре, и в кресте высверлили целую сис тему специальных вентиляци онных отверстий.
Обычно на крестах пишут «Спаси и сохрани», вот пусть крест для этого и поработает, говорят реставраторы.
Впрочем, ползущий вниз цилиндр весом в несколько тонн это не единственная беда.
И состояние его оказалось точно такое же труха.
Когда реставраторы вскры ли оболочку пьедестала, на ко торый опирается цилиндр, они ужаснулись представшей перед их взором картине.Кирпич там оказался в том же состоянии, что и в нижней части цилиндра: труха.Труху, которая должна была служить «замком»для многотонной конструкции, вычерпывали совком.Теперь вместо этого уложат гранитные блоки, которые, кстати, и были предусмотрены проектом Монферрана.
Монферран был очень грамотным инженером, гово рит Владимир Сорин.Он бы не спроектировал в качестве «замка»кирпичную кладку.Но его подвел подрядчик по фами лии Митрофаньев.Он не при вез вовремя гранитные блоки, которые должны были быть там установлены.А сроки царь поставил очень жестко, нару шить их было нельзя, надо было открывать колонну.Вот и сделали на скорую руку кир пичную кладку, из за чего сей час и возникли проблемы.

Здесь был Сережа

Когда реставраторы осмат ривали фигуру ангела, они с удивлением обнаружили проца рапанное имя «Сергей»на самой верхней части креста, который ангел держит в руках.Надпись отнюдь не внеземного проис хождения, и Сережа сошел сюда не с небес.Все довольно прозаи чески.По лесам, поставленным во время реставрации 1963 года, на колонну вполне могли под няться любители оставить свой «след в истории».В том числе пресловутый Сергей.Найти средство от таких «любителей старины»сложно.
Фигуру ангела и все бронзо вые детали реставраторы покро ют защитными слоями, даже саму колонну покроют специ альной защитной пленкой.Ан гела по той же технологии, что и знаменитых коней Клодта на Аничковом мосту, которых рес таврировала та же фирма «Ин тарсия».Александровская ко лонна памятник особенный, просто так сюда не залезешь. Так что надо, чтобы защитного слоя хватило надолго, как мини мум до следующей реставрации, то есть лет на 50.А ведь окружа ющая среда становится все более агрессивной:в воздухе слишком много вредных химически ак тивных примесей.Но главная опасность все же не это, а люди.
Мы можем защитить па мятник от воздействия среды, от сейсмонагрузок, но не от вандалов, говорит Владимир Сорин.Колонна страдает меньше, на нее не залезть, хотя нижнюю часть постамента по стоянно расписывают всевоз можными граффити.А вот кони Клодта страдают очень сильно:жизнерадостные граж дане залезают на них, чтобы сфотографироваться или про сто отметить таким образом факт своего существования на земле.И не понимают того, что у них на подошвах песок, аб разив, который стирает защит ный слой.Конечно, охрана это не наша компетенция.Вот Петр I ставил солдата с ружьем у мраморных скульптур Летне го сада.Да и у Александровс кой колонны стояла будка с полицейским.Это компетен ция городской власти.Но все же кони на Аничковом мосту нам не чужие, даже, можно сказать, родные, поэтому мы переживаем за их судьбу.И придумали простенькое уст ройство для защиты их от осед лания гражданами.Снизу на парапете бронзовая накладка с острыми выступами, на кото рые неудобно вставать.Плюс надпись:«Пожалуйста, не вле зайте, песок на ваших подошвах портит защитное покрытие скульптуры».В городской ад министрации нам сказали: мысль хорошая.Но по сей день ничего так и не сдвинулось с мертвой точки.
А жизнерадостные Сережи продолжают прогуливаться по Невскому...



Николай ДОНСКОВ
Фото Дениса ВЫШИНСКОГО