Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Суд над шишками

7 апреля 2003 10:00

После девятимесячной проволочки в Сосновом Бору Ленинградской области состоялся суд над заместителем министра России по атомной энергии Валерием Лебедевым. Процесс для России - беспрецедентный. Впервые с чиновником столь высокого ранга судится представитель рабочего класса. Бывший рабочий Ленинградской атомной электростанции Сергей Харитонов обвинил Лебедева в том, что тот без проведения государственной экологической экспертизы разрешил открыть завод для переработки радиоактивного металла с Ленинградской атомной электростанции в Сосновом Бору.



Суд идет

Переплавим реактор на ложки
Помимо отработанного ядерного топлива, ЛАЭС генерирует металл с наведенной радиоактивностью. Для утилизации всевозможных задвижек, насосов и труб теплообменников, куда закачивается вода для охлаждения реактора (между прочим, из Финского залива), в 1995 году на территории так называемого «Ленспецкомбината» в Сосновом Бору, где хранится отработанное ядерное топливо, была открыта экспериментальная лаборатория. До нее радиоактивный металлолом, не меньше трети которого составляет цветной металл (вольфрам и т. п.), просто резался на части, заливался битумом в бочки и помещался в защитные контейнеры. Все это занимало огромный объем. К тому же ценный металл пропадал не за понюшку табаку. Лаборатория предложила очищать его, переплавлять в чушки и продавать для дальнейшего использования в народном хозяйстве. Первые плавки оказались успешными. Однако возникал вопрос - захочет ли кто-либо покупать металл со столь специфической биографией? Оказалось, что и это возможно, и потому на той же территории решено было построить целый завод для переработки радиоактивного металла. За строительство взялось некое ЗАО «Экомет-С», состав учредителей которого представители «Экомета» предпочитают не оглашать.
Атмосфера секретности насторожила общественников из сосновоборской экологический организации «Зеленый мир» и правозащитного экологического центра «Беллуна», прогремевшего в свое время на всю страну благодаря делу капитана Никитина. Работая на «Беллуну», Никитин тоже шибко много интересовался экологическими аспектами деятельности российских предприятий и был обвинен в шпионаже. На этот раз «Беллуна» решила нанести упреждающий удар.

Харитонов против Лебедева
19 мая 2002 года сотрудник «Беллуны» Сергей Харитонов подал иск на заместителя министра атомной энергетики Валерия Лебедева. К тому моменту у экологов из этой организации накопилось к «Экомету-С» достаточно претензий. Например, по данным «Беллуны», осенью 2001 года «втайне от общественности» на строящийся завод, что первоначально предназначался только для переработки металла с ЛАЭС, ввезли и переплавили 150 тонн радиоактивного металла из Удмуртии. Этот инцидент стал поводом усмотреть в «Экомете-С» главного претендента на переработку отходов с ядерных электростанций и подводных лодок, что собираются свозить в Россию со всего мира. Кстати, дозиметрический контроль показал, что гамма-фон уже завезенного радиоактивного металла в 1000 раз превышал природный фон, а Госатомнадзор установил, что везли этот грязный металл через Санкт-Петербург, что, в принципе, могло сказаться на здоровье петербуржцев.
19 февраля 2002 года заместитель министра по атомной энергии Валерий Лебедев подписал решение о вводе в эксплуатацию «Экомета-С», на сегодня крупнейшего в Европе завода по переплавке радиоактивного металла. А 19 мая того же года Сергей Харитонов подал в суд на Валерия Лебедева, обвиняя его в нарушении законов «Об экологической экспертизе» (от 23 ноября 1995) и «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002) и даже «Градостроительного кодекса РФ». Рассмотрение дела три раза откладывалось (повод - болезни судьи). Первое заседание Сосновоборского городского суда Ленинградской области по этому вопросу состоялось только через год после открытия завода и через 9 месяцев после подачи иска, и только благодаря поддержке депутата Госдумы г-на Шишлова, обращавшегося с запросами в Государственную службу охраны окружающей среды (Росэкология) и в Министерство РФ по атомной энергетике (Минатом). На суде побывал автор этих строк.

Сергей Харитонов намерен победить

Рабочим о будущем думать не положено
Делом уже заинтересовалась Норвегия, оплатившая услуги адвокатов. («Беллуна» - норвежская организация, хотя работают в ней в основном русские: интересы истца на суде защищал адвокат и юрист «Беллуны» Алексей Павлов). Интерес наших соседей понятен - завод построен в километре от Финского залива. Меньше всех заинтересовался этим фактом обвиняемый. На суд заместитель министра атомной энергетики Валерий Лебедев не явился, прислав своих представителей.
Еще за несколько минут до первого (и пока что последнего) заседания суда, состоявшегося 19 февраля 2003 года, экологам, знакомым с существом дела, казалось, что оно и выеденного яйца не стоит, а все козыри на руках у Харитонова. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» экологической экспертизе в обязательном порядке подвергается проект любого предприятия, которое собираются построить, и уж тем более связанного с радиоактивными отходами. А экспертизы не было. Этот факт подтвердили и Минатом, и Росэкология.
Суд оказался действительно кратким, но определение - совершенно неожиданным: производство по делу подлежит прекращению. Комментируя решение суда в своем лице (других-то судей не было), судья Василий Ведмецкий рассказал, что, в принципе, такое дело можно было бы и выиграть, но для этого надо обращаться в Арбитражный суд, и не от имени гражданина, а от организации, например от «Беллуны» или от «Зеленого мира» и обжаловать действия самого завода.
Дело в том, что, хотя проведение экологической экспертизы и является обязательным (см. закон «Об охране окружающей среды»), приостанавливать работу завода на том основании, что ее не было, и то только после объективных проверок компетентными органами, может только исполнительная власть, например мэр Соснового Бора. А рядовой житель Соснового Бора, такой как Харитонов, по закону «Об охране окружающей среды» думать о будущем вообще не может. Обращаться в суд ему позволительно только подавая иск «о возмещении вреда окружающей среде». Пока вреда этого в явном виде не обнаружено - сиди себе спокойно и не каркай.
Тем не менее Харитонов уверен в своей победе. Не так давно он позвонил в нашу газету и рассказал, что кассационная жалоба на решение суда, а также жалоба в квалификационную комиссию на действия самого судьи Ведмецкого уже поданы. Уверенность Харитонова зиждется не только на законах «Об окружающей среде» и «Об экологической экспертизе». Как житель Соснового Бора, он уверен в том, что завод действительно наносит вред окружающей среде и это не может остаться безнаказанным. Но так ли это?

Тот самый «Экомет-С»

Шишками нас не запугаешь
Несмотря на то, что экологическая экспертиза так и не была сделана, завод «Экомет-С» продолжает работать. По данным Минатома, только за 2001 - 2002 годы он переплавил 1600 тонн радиоактивного металла, а начиная с 1995 года (по данным самого «Экомета») - 5000 тонн, с учетом экспериментальных плавок в лаборатории. На вопрос, кому продается после переработки металл, работавший вблизи ядерных реакторов, специалисты завода отвечают уклончиво: «да кому угодно», но заверяют, что ложек для столовых из этого металла не делают.
По настоянию Харитонова, экологов из «Беллуны» и сосновоборской общественной организации «Зеленый мир» Лаборатория регионального экологического мониторинга в Сосновом Бору (филиал петербургского Радиевого института им. В.Г.Хлопина) провела анализ состояния почв, грунтовых вод и зеленых насаждений вблизи завода «Экомет-С» и обнаружила:
1. Концентрация тяжелых металлов цезия (Cs137) и кобальта (Со60) на фоне выбросов ЛАЭС и ленспецкомбината «Радон» пока что ниже допустимой, но уже на несколько порядков превысила обычный уровень. Наиболее вероятным источником загрязнений назван «Экомет-С».
2. Загрязнения радионуклеидами - тритием и стронцием грунтовых вод во все более глубоких и отдаленных от завода скважинах в последнее время растет.
3. В семенах сосен, что растут вблизи «Экомета-С», обнаружены генетические нарушения.
Но то в семенах шишек сосен! Что касается шишек из Минатома, причастных к открытию завода по переработке радиоактивного металла, они пока совершенно здоровы (сплюнем через плечо). Спокойны и работники «Экомета-С»:
- Нашли чем удивить - шишки необычные! - искренне возмутился Павел Черемисин, представлявший интересы завода на суде. - У нас в Сосновом Бору вообще много интересного. Могу показать вам дерево возле аптеки №2. У него все ветки кустиком растут, и почему-то из одного места.

Алексей ОРЕШКИН
Фото автора