Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Принцесса-клоунесса думает о шекспире...

7 апреля 2003 10:00

Наталия Фиссон - это такая рыжая, искрометная, пластичная, как балерина, смешная, как Чарли Чаплин, по-питерски интеллигентная, талантливая и очень стильная - Актриса. Выросла из «Лицедеев». Работает в этом жанре - пантомима, клоунада, мистификация, все вместе. Можно сравнивать с Джульеттой Мазиной в знаменитом фильме «Ночи Кабирии», можно ни с кем не сравнивать, а просто радоваться тому, что у нас такое есть. В альянсе с мужем-режиссером Вадимом Фиссоном и двумя актерами - Игорем Сладкевичем и Николаем Кычевым она играет спектакли в театре «Комик-Трест», а также снимается в кино, ну и, конечно, много путешествует по Европе, где их театр ждут, любят, ценят. Потом возвращается домой, в старый флигелек на Васильевском, где и есть их театральный дом. В штаб-кватире театра тепло, уютно, кругом странные предметы и поражающие воображение одежды. А начинается все с того, что Наташа спрашивает: «А вы знаете, что мы будем играть «Клеопатру» Шекспира? Вот подумали, а не замахнуться ли нам на Вильяма?» Я теряюсь и задаю глупый вопрос «А кто будет Клеопатрой?» «Я хотел! - вступает актер Игорь Сладкевич, - но у меня обаяния не хватило!» Поэтому играет Наташа. Но это - дело будущего. А в настоящем - спектакль «Белая история» - такие уморительно смешные виртуальные исторические хроники, где Наталья играет сразу и принцессу и маразмирующую королеву. «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой...» - пишут они на своем сайте. Естественно - аншлаг. На вопрос о поворотных моментах в жизни, когда все вдруг - раз и идет по-другому, Наташа отвечает так:





- Можно я с конца начну? Это встреча вот с этими двумя актерами, Игорем и Колей. Коля - профессиональный танцор, и появился, когда наш первый спектакль, первый театр - развалились. Такая была психологическая катастрофа. Потом, после того распада, мы уже понимали, что самое главное - отношения. Просто тогда театр перестал приносить доход, но еще не было осознания того, что никогда театр не будет приносить тех доходов, которые уже были у других... В 90-е годы произошла ломка, и в театре остались люди, которым это реально нужно. Не из-за денег.
А Игорь - клоун. Работал клоуном в театре «Мимигранты». И наконец, в 96-м году мы все собрались. И получился театр. Лидер, конечно, Вадим. Право вето за ним. Но у нас демократический централизм, и когда мы все начинаем пищать, он говорит: «Ну ладно, мне что, больше всех нужно, что ли?»
Отношения изначально должны быть равными, чистыми, откровенными, и если что-то не устраивает, нужно сразу вываливать это на стол и находить консенсус.
Заграница нам поможет... Как бы ни пытались отрицать тлетворное влияние Запада на нашу отечественную реальность - не получается. Вот и у Наташи многое началось там, далеко от родного Питера.
- Да, вот в 93-м году была очень странная встреча. Я оказалась за границей, в Германии. Это был юбилей огромной телевизионной компании, и меня пригласил на этот праздник Полунин. Огромное Гала в Штутгарте, самые знаменитые коллективы мира, 10000 людей, все ВИПы Германии. А я там работала со зрителями, ну делала какую-то мини-импровизацию, и один немец увидел там меня и говорит по-английски: «Ты кто? Откуда? Дай координаты!» Я дала телефон и все. Он говорит: «Я тебя запомнил». Какой-то бред. Но начались звонки. И меня пригласили в знаменитое шоу в Германии. А был 94-й год, и друзья кричали: «Это очень опасно, туда увозят наших девушек работать проститутками...» А оказалось, что это уникальное шоу, где работают актеры всех стран. Швейцарцы, канадцы, французы, американцы.
Но, конечно, самая судьбоносная встреча - это встреча с Вадимом Ильичом Фиссоном. Я мечтала поступить в Театральный институт. Уже после студии «Лицедеев», куда я тоже попала совершенно случайно. Пришла приятелю книжку передать, а там - набор. И меня приняли. Но я мечтала об институте. И мне посоветовали пойти к Вадиму, который уже закончил Театральный, посоветоваться... И в «Сайгоне», в центре города, была назначена встреча. Вадик пришел, а я опоздала... минут на 20, для меня это вообще было не опоздание. В «Сайгоне» такое было в порядке вещей... А этот молодой человек с палочкой, с бородой - меня отчитал. Он показался мне очень взрослым, и я поразилась, когда узнала, сколько ему лет. Он готовил меня в Театральный институт. И я поступила. И из чувства благодарности вынуждена была выйти замуж... Мы были люди разных миров: он - классик, любитель бардовской песни... Когда слышал о Гребенщикове или о Цое, у него случалась истерика.
Говорить с Наташей о любви - трудно. Правды о том, как это было, как моталась по госпиталям, как они справлялись с тяжелой болезнью Вадима, - ведь не скажет... И правильно, что не скажет. Но все равно, я упорно спрашиваю, что для нее значит это слово - любовь.
- Наверное, все. Оно подразумевает так много... Не мне винить судьбу - повезло. Моя вторая половина был найдена. Тоже совершенно случайно, и сначала казалось, что это не так. Все начиналось с бурных выяснений отношений, с противоположностей, которые долго сходились. И до сих пор мы в чем-то очень различны. Он говорит: «Ну почему ты всегда наоборот?» На самом деле по прошествии времени можно сказать, что нашлась вторая половина.
Мы делали театр сами, из ничего. И те проблемы, которые в государственном театре разрешены, мы решали сами. Как театр должен жить - все, начиная от быта...
Понимаете, здорово то, что Вадик в жизни ищет такого же творческого разнообразия, как и в театре. Например, свой 41-й день рождения Вадик сыграл, как начало военных действий. Были военные одежды, военкомат, продталоны, санобработка... Кружка, ложка, командиры танковых войск, медицинского отряда. Майор доктор Лев Щеглов (известный сексолог. - А.Б.) участвовал... Целая акция. А свадьба Игоря Сладкевича была сделана в стиле комсомольской свадьбы 70-х годов, с плакатами, отчетными докладами. У нас вообще веселая жизнь.
Дома Наталья, конечно, бывает. Но не часто. Говорит, что дом у нее сумасшедший. Там еще кроме тысячи гномов (она их собирает, и они все появляются и появляются) есть мама Вадика, собака, кошка...
- Меня часто спрашивают, почему мы не на Западе. А еще журналисты все время спрашивают: «Почему вы еще не в Москве?» Очень просто. Мы можем существовать только здесь. Потому что, во-первых, в Петербурге повышенная влажность! Мозги, наверное, в этой атмосфере разжижаются и прорастают в результате всякие гнилые идейки... Адасинский вырос здесь, театр «До», «Шарманка»... Что-то здесь есть такое в природе и атмосфере. Хотя, как заметила Татьяна Москвина, это «город, не предназначенный для жизни». Питер рождает интересные вещи, но... никакой город в России так не равнодушен к этим вещам.
О стильности Фиссон ходят легенды. Как и когда появился этот особый питерский стиль? И вообще - образ европейской женщины и образ женщины из Петербурга - они разные? На эти вопросы Наташа отвечает так:
- Мы все больны патриотизмом. Мне приятно, когда шотландцы и англичане делают нам комплименты: «Какой у вас стиль! У вас в России все такие элегантные?»
Когда мы делали спектакль «Чушь во фраке», я решила подстричься. Мне сказали, что вот есть интересный мальчишка, работает в салоне. Так я попала в руки к Мише Фирсову. Я была блондинкой, а он говорит: «Да я знаю, что нужно...» Разводит составы, мажет на голову, и ведь непонятно, какого это будет цвета... Когда же он вымыл и показал... Я - рыжая! А на следующий день должна играть в спектакле... «Все, - думаю. - Он - сумасшедший...» Иду домой. Тут Вадик меня увидел и закричал: «А-аааа!» Но родился образ. Не моим гениальным решением, а случайной встречей. Правда, рыжий цвет имеет множество оттенков, в каждом спектакле, для каждой героини - разный...
В Шотландии один критик так и не понял, что я две роли в «Белой истории» играю, и написал: «Странно, на цене было четыре актера, а кланяться вышли трое»... В каком он состоянии на спектакль пришел, интересно...
А одежда... Мои друзья объяснили мне, что, оказывается это стиль гранж - смесь старых вещей и новых, модных. Спасибо, теперь я знаю, как одеваюсь. Это все связано с профессией, ведь что такое клоунада - клоун должен сам чувствовать свой костюм. Образ рождается из пластики, графики, никто так не ценит линию, как наш коллектив. Драматический актер включен в слово, а для нас главное - линия.
И в жизни то же самое. Вот надела платье с ботинками, а потом выяснилось, что, оказывается, это модно. Украшения я теряю. Ношу только те, которые мне возвращали, потому что знают - вот такой будильник только Фиссон может надеть...
Наташа говорит, что не хочет бешеной популярности. Она спокойно заходит в магазины, и, когда к ней подходят и говорят, не мог ли я вас где-то видеть, говорит - нет. Человек верит и уходит. Еще она утверждает, что сильно изменилась со времен юности. Просто кардинально.
- В юности я была очень рыхлая, инфантильная.... Но окружение воздействует, идет какое-то осознание себя... Но я недовольна. Собой. Я бы хотела совмещать деловые качества и все остальное. Люди бизнеса, с которыми мы сталкиваемся на корпоративных праздниках, меня поразили. Нет, они уже не работают по 24 часа в сутки - они прекрасно осознают, что бизнес не должен вредить семье, их жизни, здоровью... Это так противоположно нашему актерскому стилю... Хотелось бы совмещать. Но спонтанность - это великая вещь, и женское начало нужно сохранить. И в офисный костюм я бы не переоделась. Жесткий стиль пугает мужчин, и страшно стать чужой близкому человеку вроде бы в стремлении развиваться... А он вдруг увидит другого человека. Если кто-то начинает меняться, а второй не принимает это - страшно. Или оба меняются в разные стороны, и тогда нужно разойтись. Это не катастрофа, но если мы не хотим потерять друг друга, нужно пытаться понять...
Как сохранить в себе женское начало и соответствовать сегодняшнему дню - вот самый большой феномен, секрет, который хотелось бы узнать...
Как это странно - вдруг ощутить себя ребенком, радующимся разноцветным мыльным пузырькам... На спектакле «Белая история» они летят и летят с неба, прямо на голову Наташе. И остается только включаться в игру, хлопать в ладоши и, не забывая о бренности бытия, радоваться жизни. Так, как умеет радоваться жизни и играть актриса Наталия Фиссон.

Беседовала Алла БОРИСОВА
Фото Виктора ВАСИЛЬЕВА