Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Итальянская муза северной венеции

29 июня 2003 10:00

Вчера на Манежной площади появились четыре бюста. Четыре бюста великих итальянских зодчих, строителей города на Неве – Кваренги, Росси, Растрелли, Ринальди. Это – дар Италии к трехсотлетию Санкт-Петербурга. Правда, исполнены бюсты по заказу итальянцев здесь, известным петербургским скульптором Владимиром Горевым. И в этой истории с изваяниями, задуманными в Италии и выполненными в России, как в капле воды отразилась, пожалуй, вся история города на Неве: Петербург и Италия неотделимы друг от друга.





–Петербург называют самым итальянским городом России, – говорит генеральный консул Италии в Петербурге Марко Риччи. – И это, конечно, так. Не случайно его называют Северной Венецией. Но вместе с тем было бы неверно говорить, что это перенесенный на север итальянский город. Нас, разумеется, связывает давняя история, с самых первых дней основания Петербурга. Но вместе с тем, Петербург – это, безусловно, истинно русский город, уникальный, неповторимый и прекрасный.
Открытие памятников итальянским зодчим Петербурга – одно из центральных событий “итальянской декады”. Но далеко не единственное. Открыты отреставрированные залы венецианской живописи в Эрмитаже, подсветка входа в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади, подсветка Суворовского музея, вот-вот должна прибыть долгожданная гондола – подарок Северной Венеции от Венеции южной… Конечно, визит итальянского президента Сильвио Берлускони на международный саммит, вместе с которым приедет всемирно известный оперный тенор Лучано Паваротти…
Впрочем, дело не ограничится только юбилейными днями. Программа, куда входят как культурные, так и сугубо прагматические мероприятия, рассчитана на весь год. А первое из 16 итальянских “юбилейных” событий произошло в понедельник, 26 мая. В этот день в Академии художеств был открыт отреставрированный по инициативе Института внешней торговли Италии (ИЧЕ) выставочный зал, где для начала разместилась экспозиция новинок итальянского дизайна предметов домашнего быта.
–Италия подарила нам роскошный обновленный выставочный зал, – говорит взволнованный ректор академии Альберт Чаркин. – Для нас этот подарок просто неоценим. Думаю, любой российский художник сочтет за честь показать здесь свои работы. Ведь Италия всегда была для русских художников землей обетованной, они почитали за счастье побывать там, поработать, поучиться у великих итальянских мастеров…
-Почему мы решили начать именно с Академии художеств? – задумался Массимо Мамберти, директор российского представительства ИЧЕ. – Мы считаем академию очень важным элементом нашего сотрудничества. Достаточно взглянуть на стены в этом здании, украшенные полотнами итальянских художников, чтобы понять, насколько глубоки исторические и культурные связи Италии с Санкт-Петербургом. Так что мы планируем и дальше продолжать наше сотрудничество в таких областях, которые связаны с реставрацией и сохранением памятников культуры.
Действительно, кому как не итальянцам говорить о реставрации и сохранении памятников? Многие считают, что именно в их стране сосредоточена едва ли не половина материальных памятников всей мировой культуры. Но даже если это и преувеличение, невозможно отрицать, что объемы проводимых там реставрационных работ и, соответственно, накопленный итальянскими мастерами опыт огромны.
–Реставрационные работы, – говорит Массимо Мамберти, – на мой взгляд, должны основываться на трех основных постулатах: глубокая культурная база, техническая подготовка и квалификация специалистов, и, наконец, наличие необходимых для работы качественных материалов. Мне кажется, все это есть в Италии в избытке. Так что, думаю, здесь у нас открывается широкое поле для сотрудничества…
Изюминкой отреставрированного выставочного зала Академии художеств стал блестящий – и в прямом и в переносном смысле слова – пол из знаменитого каррарского мрамора.
–Уникальность этого камня заключается в том, что его можно найти только в одном месте в мире, – рассказал Даниэло Пассариелло, вице-президент итальянской ассоциации обработчиков мрамора. – К тому же ни у одного другого камня нет такой богатой истории в мировой культуре. Достаточно вспомнить хотя бы скульптуры Микеланджело.
Архитекторы и скульпторы любят каррарский мрамор за то, что он достаточно легко поддается обработке, при этом практически всегда можно рассчитывать на гарантированно высокий результат. Хотя, как оказалось, итальянским мастерам есть из чего выбрать: у них на родине известны десятки сортов мрамора. Да и недостатка в мастерах по обработке камня тоже нет. Достаточно сказать, что ассоциация “Мармомаккине”, которую и представляет г-н Пассариелло, объединяет около 250 (!) предприятий.
У итальянских каменотесов тоже серьезные виды на сотрудничество с Россией, в первую очередь с Москвой и, конечно же, с Петербургом. Кроме исторических связей их объединяют дела вполне современные. К примеру, сегодня чуть ли не 90% оборудования, на котором работают аналогичные российские предприятия, – итальянского производства. Впрочем, итальянцы не отрицают того, что успехи российских коллег достойны уважения.
–В России, – говорит Даниэло Пассариелло, – прекрасные залежи камня очень хорошего качества. К тому же сегодня здесь уже немало предприятий, которые работают практически на том же технологическом уровне, что и в Италии…
Вот так. Эфемерная поэтическая муза художника живет бок о бок с грубой материальностью мастерового, которым друг без друга не жить… И, как ни крути, а трехсотлетней историей связи Петербурга с солнечной Италией не ограничатся. Сегодня Италия – на десятом месте среди стран-партнеров Северной Венеции (у нас работает 40 предприятий с участием итальянского капитала, а внешнеторговый оборот Петербурга с Италией составил в прошлом году 225 миллионов долларов).
А завтра?..

Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС