Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Новый устав под свой монастырь

9 июня 2003 10:00

Сегодня в Законодательном собрании начинают обсуждать новый вариант Устава Санкт-Петербурга - «городской конституции», определяющей важнейшие вопросы жизни города на Неве. За пять с половиной лет, прошедших с принятия устава в январе 1998 года, в него время от времени вносились поправки, но полностью переписать основной закон Петербурга никто еще не предлагал...



Устав Санкт-Петербурга, родившийся в ожесточенных спорах, считается одним из лучших в России с точки зрения установления разумного баланса властей. Во всяком случае, его нормы, не допускающие произвола в действиях администрации и позволяющие представительной власти реально влиять на власть исполнительную, практически не имеют аналогов в других регионах, где законодательные органы являются, по сути, отделами администрации по связям с населением.
Теперь, судя по тексту «вброшенного» проекта, именно этот «недостаток» питерского устава и предлагается исправить. Ведь не за горами приход нового губернатора, которому ничто не должно мешать править городом так, как он (или она) сочтет нужным. Значит, лучше всего заранее подогнать устав под будущее начальство...
Вот главные из предлагаемых изменений.
В новой версии устава предлагается изъять статьи, говорящие об участии граждан в осуществлении власти, о праве граждан на информацию о происходящем в городе и на обращения к должностным лицам.
Проект предусматривает, что городское правительство становится из совещательного полноценным органом власти и в него по должности входят вице-губернаторы и председатели отраслевых комитетов. Но структура городской исполнительной власти и схема управления городом более не будут утверждаться законом Санкт-Петербурга - губернатор все решит сам. Он сам решит, сколько будет вице-губернаторов, чем они будут заниматься, сколько будет комитетов и кто ими будет руководить.
Вице-губернаторы, как и сейчас, будут назначаться губернатором лишь с согласия законодателей. Но решение городского парламента о недоверии вице-губернатору уже не влечет за собой его отставку. Это решение всего лишь «направляется губернатору». Видимо, для сведения, а дальше он сам решит - увольнять своего заместителя или нет. Ну а председателям комитетов ЗакС даже и недоверие выразить не сможет - такого права у него не будет.
Далее губернатор, а также иные должностные лица городской исполнительной власти уже не обязаны по решению ЗакСа прибыть на заседание городского парламента для предоставления депутатам необходимой информации. Отсутствуют в тексте статьи о депутатских запросах, о праве депутатов на получение от исполнительной власти информации о городских проблемах, об обязательном направлении в городской парламент всех правовых актов администрации, об участии депутатов в рассмотрении их обращений и многие другие. Предлагается ликвидировать должность государственного секретаря Санкт-Петербурга - должностного лица, ведущего реестр всех правовых актов города и обеспечивающего граждан соответствующей информацией.
В довершение «коррекции» баланса городских властей в новой версии устава нет положений о проведении выборов губернатора в два тура, нет положений о неприкосновенности депутатов, меняется принцип назначения судей Уставного суда (предлагается назначать их исключительно по представлению губернатора и заодно снизить число судей УС с семи до пяти)...
Понятно, что все эти положения радикально меняют статус городской исполнительной власти. И, что называется, на закуску, дабы закрепить новый баланс властей, предлагается изъять из устава положение, которое все эти годы вызывало сильнейшее неприятие в Смольном: запрет для губернатора издавать нормативные акты. (Сегодня администрация лишена права самостоятельно принимать нормативные распоряжения, по сути, похожие на законы, и не может устанавливать в городе те или иные правила игры по собственному усмотрению.)
Даже если бы авторы новой версии устава (как говорят, появившейся на свет с подачи полпредства президента) предлагали только одно изменение «городской конституции» - снятие этого запрета, - их намерения были бы хрустально прозрачны. Но они, как уже сказано, этим не ограничиваются...

Борис ВИШНЕВСКИЙ