Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Самая умная неделя года

23 июня 2003 10:00

С 16 по 21 июня в Петербурге впервые в российской истории проходил форум нобелевских лауреатов с участием двух десятков ученых с мировым именем. «Я думаю, это было великое научное событие, - считает инициатор встречи лауреат нобелевский премии по физике Жорес Алферов. - Эта встреча очень важна для научного престижа России».




Программа была в какой-то степени традиционна: деловая часть - лекции для студентов, ученых, общественности и досуг - фонтаны Петергофа, Эрмитаж, реки и каналы, белая ночь... По поводу второго - конечно, полный восторг. «Это фантастика! Я потрясен красотой Петербурга! Как жаль, что никогда не бывал здесь прежде», - с горящими глазами рассказывал мне американский физик Роберт Вудро Вильсон. А вот по поводу лекций оценки были спокойнее. «Я думал, соберется полный зал, но народу, особенно студентов, было не так уж много», - сокрушался швейцарский химик Ричард Эрнст. «Может быть, потому, что слишком уж это все глубоко научно?» - предположил я. «Да, наверное, - согласился мой собеседник, - ученым вообще часто бывает трудно найти общий язык с обществом, слишком уж мы углубляемся в свое, профессиональное»...
На этот раз в Петербурге ученые мужи из США, Германии, Японии, Италии, Швейцарии, Бельгии, Тайваня, России, специалисты из разных областей (физики, химики, физиологи, экономисты) попыта- лись найти общий язык - и с общественностью, и, в первую очередь, друг с другом. Это происходило на теперь уже традиционном (четвертом) «Алферовском чаепитии». Тема которого была совсем не «засушенной» безнадежной наукообразностью - «Наука и прогресс человечества». Говорили о том, что понятно всем: социальные последствия научных открытий и моральная ответственность ученых.


Жорес АЛФЕРОВ



Первым впечатлением, когда собрались в петербургском Доме ученых, был опять же восторг. Еще бы: один из самых великолепных дворцов Петербурга (бывший дворец великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III), прямо на набережной Невы, да в каком месте (по левую руку Зимний дворец, по правую - Мраморный, напротив, на том берегу, - гранитные стены и сияющий шпиль Петропавловки). «Ну, поскольку Российская академия наук тоже была учреждена царем - Петром I, мы считаем, что имеем определенное право на царский дворец», - улыбаясь, сказал гостям хозяин - вице-президент РАН Жорес Алферов.
Поначалу дискуссия не особенно клеилась. Выступающие говорили, слушатели слушали, прихлебывая чай из великолепных чашек, изготовленных по спецзаказу на Ломоносовском фарфоровом заводе. Но постепенно разговор захватил всех.


Рудольф МЕССБАУЭР



- Да, ученые несут определенную ответственность за последствия своих действий, например за разработку ядерного оружия, но ведь решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки принимали не ученые, а политики, - говорил Жорес Алферов.
- Вряд ли ученые могут оказать давление на политиков. Я думаю, правильнее говорить не о том, что мы должны подменять политиков, и не о том, что мы можем оказывать на них непосредственное влияние, а о том, что мы должны правильно воспитывать своих студентов, ведь именно они впоследствии становятся руководителями, членами правительств, - рассуждал американский физик Роберт Лохлин.


Роберт ЛОХЛИН



- Если бы политик пустился в рассуждения, скажем, о генетике, избиратели бы его не поняли - ведь они его избирали совсем не для этого, и он в этом не специалист. Может быть, так же и в отношении ученых, когда они берутся рассуждать о политике? - вопрошал американский химик Алан Мак Дайрмид.
- Возможно, но посмотрите - многие наши соотечественники подавлены бесчеловечностью современного техногенного мира, наши дети часто ищут ответы на вечные вопросы о смысле существования в наркотиках. А ведь именно мы, люди науки, университетские профессора даем образование следующему поколению, так что кому как не нам задумываться над тем, где искать выход из тупика и над тем, что мы передаем в будущее? - возражал швейцарский химик Ричард Эрнст.
- Ну хорошо, вмешался я в диалог, - вот вы говорите об ответственности ученых, об атомной бомбе и Второй мировой войне. Но если говорить о современности, скажем, о войне в Ираке, почему мировая общественность не слышала голоса научного сообщества, голоса нобелевских лауреатов? Возможно, в этом - тоже часть вашей ответственности?
- Вероятно, вы правы, - ответил Роберт Лохлин. - У меня была своя позиция по этому вопросу, но я не высказал ее публично. Я был крайне разочарован таким решением моего правительства. И мы, конечно, могли присоединиться к движению протеста вместе с нашими студентами. Но это действительно неплохая идея - более активно реагировать на события в мире.
- Я не слишком оптимистичен в том, что мнение ученых окажет серьезное влияние на политику, - возразил Жорес Алферов. - История говорит об обратном. Наша задача в том, чтобы сделать общество более образованным, ведь образованное общество - это разумное, гуманное общество.
- Мне кажется, что наша задача - работать не покладая рук, и этим помогать обществу, - поставил точку американский физик Чарльз Таунс...


Хидеки ШИРАКАВА



Потом нобелевские лауреаты вместе с женами прошли по залам дворца, восторгаясь его великолепием, а на фуршете Жорес Алферов, верный коммунистическим традициям, спел под аккомпанемент рояля «Интернационал»...
В течение питерской «научной недели» случилось еще одно событие, которое, вероятно, надолго останется в истории. Троих ученых наградили золотыми медалями лауреатов новой международной научной премии «Глобальная энергия» - за открытия в области энергетики. Их получили российский физик Геннадий Месяц и двое американцев - Ян Дуглас Смит и Ник Холоньяк. Так Россия впервые вошла в клуб государств-учредителей крупных международных научных премий. Ведь «Глобальная энергия» задумана по аналогу Нобелевской, но только в области энергетики. Даже призовой фонд (в этом году он составил 900 тысяч долларов) сопоставим с нобелевским миллионом...

Николай ДОНСКОВ
фото Александра НИКОЛАЕВА